КОМАНДА МЕЧТЫ

Президент пойдет на выборы с новой командой. Впервые в недолгой истории российской демократии политик, баллотирующийся на главный пост в государстве, готов полностью "раскрыть карты" перед избирателями. О том, в каком направлении пойдет страна после выборов, рассуждает известный политолог, директор Института политических исследований Сергей МАРКОВ.

- Совсем недавно Владимир Путин потдвердил решимость взяться за реформу, дебюрократизацию исполнительной власти. Был отставлен Касьянов. Что, Михаил Михайлович на тернистом пути преобразований в попутчики не годился?
- Темпы "ходьбы" у них разные. У Касьянова были три "кита", три политические опоры, позволявшие ему сохранять свой пост четыре года. Первая - "техничность" премьера, образ эдакого технократа с либеральными взглядами, но без политических амбиций. Она ушла из-под ног Касьянова, когда обнаружилось, что у него разные с президентом подходы к ряду проблем: к темпам экономического роста, к делу "ЮКОСа", к взаимоотношениям власти и крупного бизнеса и другим. Второй "кит" - поддержка Александра Волошина и так называемой "семьи" - исчез еще за год до отставки многолетнего "стального" главы администрации президента. А третьим можно было назвать поддержку его кабинета со стороны "клуба олигархов", которые рассматривали Михаила Касьянова как гаранта сохранения статус-кво, то есть своего безоблачного существования. Сейчас эти люди значительно подрастеряли вес и влияние. Таким образом, все опоры у Михаила Михайловича из-под ног ушли.
- Понятно, что вычислять сейчас имя нового кандидата в премьеры - дело астрологов. Но что можно сказать о тенденциях: чьему подходу к преобразованиям в стране, по-вашему, отдаст предпочтение президент - либералов, силовиков-государственников, прагматиков-технократов?
- Кто конкретно будет назначен следующим российским премьер-министром, зависит от того, какие методы будут избраны для осуществления реформ. Возможно, премьером станет некто, напоминающий того же Михаила Касьянова, только трехлетней давности: сильный менеджер, экономический технократ с либеральными взглядами. На эту роль и подходят Алексей Кудрин и Виктор Христенко. Если же будет сформулирована задача придать максимальное ускорение экономическим реформам, то оптимальный кандидат в премьеры, скажем, - Игорь Шувалов. А если во главу угла президент ставит административную реформу, тут фаворит - Дмитрий Козак, в какой-то мере подходят тот же Игорь Шувалов и Борис Алешин. Задачи расширения политической базы правительства, активизации промышленного роста, борьбы с монополизмом могут успешно решать авторитетные политики с либеральным креном, такие, как новгородский губернатор Михаил Прусак, президент Чувашии Николай Федоров или даже лидер "Яблока" Григорий Явлинский...
- Множество наблюдателей склоняются к мысли о том, что власти новый премьер может получить больше, чем прежний, и приблизиться к статусу вице-президента. Ваше мнение?
- Власти получит больше, вице-президентом не станет. Во всем мире основная (и почти единственная) функция вице-президента - "запасной игрок", замена главы государства в форс-мажорных обстоятельствах. На мой взгляд, с этими функциями вполне может справиться и председатель Совета Федерации Сергей Миронов. А новому премьеру понадобится больше реальных рычагов управления страной. Президент может ими поделиться. Ведь одной только осведомленности не хватит, чтобы осуществлять заявленные президентом преобразования: кардинальный рывок в экономике и построение социального государства. Тем более ее не хватит, чтобы провести давно назревшую административную реформу, сломив бюрократическое противодействие. Причем реформировать госслужбу, в том числе бороться с чиновничьим произволом, можно, только ощущая сильную политическую поддержку. Поэтому, думаю, новое правительство чисто "техническим" уже не будет.
- Тогда, возможно, изменятся и структура кабинета, количество министерств и вице-премьеров?
- Вряд ли. Как правило, реформированием структуры правительства занимаются для того, чтобы имитировать деятельность, прикрыть ничегонеделание.
- Некоторые аналитики считают, что человек, заявленный новым премьер-министром, и станет преемником Владимира Путина в 2008 году. Вы согласны?
- Не думаю, что преемником станет премьер 2004-го, стоящий на старте сложных реформ. Скорее, им может стать премьер 2007-го...