ГРЯЗНАЯ ВОЛНА

От Китая исходит серьезная экологическая угроза странам Юго-Восточной Азии. Такой неутешительный вывод прозвучал недавно в Хабаровске на совещании по проблемам трансграничного загрязнения Амура.

Только за два последних месяца на предприятиях, которые располагаются на реках Китая, произошло 45 крупных экологических ЧП. В том числе злополучный взрыв на заводе в городе Цзилинь, когда в реку Сунгари вылилось около 100 тонн токсичных веществ. Весь мир следил за передвижением ядовитого пятна. Но за шумом забыли, что ежегодно в китайскую реку Сунгари, впадающую в Амур, сбрасывается около 15 миллиардов тонн неочищенных бытовых и промышленных стоков. Здесь, по данным специалистов, в огромном количестве содержатся тяжелые металлы, нитриты, нитраты, фосфаты и многие другие токсичные вещества, которые свободно пересекают границы.
- Загрязнение Амура - это международная проблема, - говорит хабаровский губернатор Виктор Ишаев. - Отравленные воды попадают в Амурский лиман, Сахалинский залив, а через Татарский пролив - в Японское и Охотское моря. Это крупнейшие в мире районы морского промысла. Многие органические вещества не растворяются в воде, но растворимы в жирах. Они накапливаются в рыбе и морепродуктах, которые поступают к потребителям в России, Японии, Корее.
Экологи уверяют, что более 80 процентов рек Китая настолько загрязнены, что вода из них не пригодна не только для питья, но даже для технических целей. Ситуация в бассейне реки Амур сильно обострилась после взрыва на химическом заводе в городе Цзилинь в ноябре 2005 года. Но и после этого на китайских предприятиях следуют одна авария за другой. Увлеченные масштабами индустриализации, власти охотно "жертвуют качеством" и утаивают от мировой общественности масштабы загрязнения своих рек. Например, об аварии в Цзилине китайцы проинформировали правительство России лишь 11 дней спустя, предоставив искаженные данные. Пока пятно приближалось к нашим границам, Россия не знала об истинных масштабах загрязненного шлейфа. В итоге оказалось, что протяженность бензолового пятна составляла почти 200 километров, а не 50, как нас уверяли.
- Амур болен давно, но с каждым годом ситуация усугубляется, - считает доктор биологических наук Любовь Кондратьева. - За десять лет исследований реки очевиден рост токсичных веществ в воде, рыбе, донных отложениях. Рыба, которая имеет резкий химический запах, содержит большие концентрации триметиламина - предшественника канцерогенных веществ. Часто в амурской рыбе находят пестициды, нитрит.