НУ И ХЕК С НИМ!

"Труд" продолжает расследовать, как продукты попадают на наш стол. Проследив путь соленого огурца и мяса, наш корреспондент примерилась к рыбным прилавкам. Выяснилось, что карп в столицу плывет из ближнего пруда, семга из далекой Норвегии, а родословная осетрины покрыта туманом. И надо очень постараться, чтобы с покупкой свежей рыбы и икры не попасть впросак.

НУ ОЧЕНЬ ЧЕРНАЯ ИКРА
Знаете ли вы, что такое тройная уха? Я решила ее приготовить и в субботу отправилась на Бутырский рынок. У рыбных рядов глаза сначала разбежались, а затем прищурились: цены еще те! Кефаль - 160 рублей кило, свежий карп - 130. Дальше - больше: слегка оттаявшая форель и семга по 330 - 350, осетр - 600, семга слабосоленая - 500, севрюга и осетр горячего копчения - по 800 - 850 рублей, осетр холодного копчения - 1200...
Спрашиваю у безусого продавца южных кровей, почему даже искусственно выращенный карп "кусается"? Оказывается, карпа везут из Рязанской области, а бензин дорог, да и на постах люди кушать хотят. Правда, если соглашусь взять оптом, то он снизит цену до 110 рублей за килограмм.
Снизить цену на мороженую астраханскую осетрину парень отказался наотрез. Я и не настаивала, потому что знала: это все товар браконьерский, цену на него не продавец назначает. Как не хозяйка товару и Лариса, торгующая черной белужьей икрой из-под прилавка. На витрине она не лежит, но стоит шепнуть на ушко - и, пожалуйста, по 3 тысячи стограммовая баночка. При мне покупатель попросил взвесить, и Лариса деловито наложила порцию с подозрительной слизью из стеклянной банки. А когда я ей посетовала на цену, деловито разъяснила:
- Зато у нас товар с гарантией, заводской. На других рынках рыбу и даже икру прямо за прилавками солят.
Вспомнился рейд с инспекторами Россельхознадзора, когда на Усачевском рынке мы обнаружили грязные ванны с засоленной красной рыбой. А что касается белуги, то я еще не видела, чтобы ее готовили прямо на базаре. Хотя, чем черт не шутит, у нас все возможно. Ведь вылов осетровых разрешен только для воспроизводства и научных исследований, квота - всего 285 тонн. Однако в 2006 году было изъято свыше 300 тонн осетровых, добытых браконьерами. А сколько всего эти "корсары" ловят и потрошат белуги, осетра и севрюги, ни один эксперт точно не скажет. Но круглый год прилавки рынков и магазинов ломятся от ценной рыбы и икры.
Кстати, если бы на Бутырский рынок в минувшую субботу нагрянул Россельхознадзор и обнаружил под прилавком черную икру, то Лариса бы не горевала. За это дело положен штраф в 2 тысячи рублей, что по цене сравнимо с тремя бутербродами с черной икрой. Конечно, за оптовые поставки санкции совсем другие, но не слыхать, чтобы кого-то из хозяев призвали к ответу. Ходят упорные слухи, что "крышуют" икорный бизнес крупные чиновники из федеральных ведомств. Это похоже на правду, иначе беззаконие давно пресекли бы.
И представителя мелкого бизнеса Евгения, который ищет покупателей белужьей икры через интернет, тоже штраф не достанет. Он рассылает письма по электронной почте всем кому ни попадя - с предложением доставить деликатес бесплатно в любую толчку Москвы. Цена, кстати, как на Бутырском рынке. Расчет на месте: я ему - деньги, он мне - 500-граммовую банку деликатеса.
КАК РЫБА ОБ ЛЕД
Изучив цены на рынке и в магазинах, я пришла к выводу, что самая доступная рыба - мороженая. Минтай без головы - 60 рублей, зубатка - 77 - 80, хек - 120 - 130. Это российское ноу-хау. Европейцы съедают 90 процентов рыбы свежей и охлажденной, японцы - 95. У нас же самая доступная - замороженная до состояния камня: 35 процентов от общего потребления рыбы в стране.
Однако и тут цены пляшут так, что логике не поддаются. В холодильнике замороженная треска - по 190, а на прилавке с надписью "Свежая рыба" такая же, только размороженная, по 270. Мороженая норвежская семга стоит 340 - 400 рублей, а наша мурманская - 100, норвежская форель - 230 - 330, отечественная из порта Находка - 130. В "Перекрестке" расфасованное московской фирмой в пакеты филе окуня - около 134 рублей за 800 граммов, а рядом аналогичный товар датской фирмы "EMBORG", уже 185 рублей за 300 граммов.
Как мы дошли до жизни такой, что импортная рыба занимает свыше 40 процентов нашего рынка, а рыбные консервы вообще половину? С таким вопросом я обратилась к президенту Всероссийской организации рыбопромышленников и экспортеров Юрию Кокореву. Он пояснил, что в наших портах траулеры трясут десятки проверяющих инстанций и постоянно растут портовые сборы. Поэтому рыбаки треть улова, добытого в океане и даже в нашей экономической зоне, перегружают на иностранные суда прямо в море. Из-за границы рыба приплывает к нам уже в товарном виде - переработанная, расфасованная и, естественно, дорогая. А в итоге россияне на душу потребляют рыбы максимум по 12 килограммов в год - почти вдвое меньше, чем положено по медицинской норме.
Остается добавить, что в 2005 году были забракованы и понижены в сортности свыше 44 процентов(!) всего проинспектированного рыбного импорта. Многовато, однако, брака.
То ли еще будет. Сейчас ввозные пошлины на импортную рыбу составляют 10 процентов. Через три года после нашего вступления в ВТО пошлины обнулят. На последнем раунде переговоров российская сторона согласилась с такими кабальными условиями. Так что лучше кушать минтай и треску сейчас, а то скоро дешевой рыбы вообще не останется. Особенно если учесть, что на оптовом рыбном рынке цепочка посредников больше, чем на любом другом, а государство никак не регулирует торговые наценки. Например, в Японии они не должны превышать 20 процентов от стоимости сданного улова. А у нас идет как минимум удвоение цены.
ДОЛОГ ПУТЬ ОТ ПРУДА ДО БАЗАРА
Однако вернемся к ухе и свежему карпу - это все-таки лучше скрюченного минтая, который будет оттаивать сутки, или датского хека.
Свежего карпа по цене 100 рублей за кило я нашла в магазинчике на Коптевском рынке. Продавец Нина сказала, что он из-под Шатуры. Уже выйдя из магазина, наткнулась на прилавок, за которым стоял в камуфляжной куртке продавец Костя, торгующий кефалью, щукой, судаком, толстолобиком и опять же свежим карпом. Этот карп, по словам продавца, из Клинского рыбхоза, по 97 рублей за кило. Я пыталась выяснить координаты поставщиков, чтобы уяснить масштаб "накруток", но Костя уперся и начальство не сдал. Как и торгующая рыбой в ларьке белокурая дама. Она только махнула рукой в сторону кафе и посоветовала поискать неведомого Фахраддина.
Почем перекупщик берет карпа, пришлось выяснять на Егорьевском рыбокомбинате "Цна", где свыше 2240 гектаров прудов. Это одно из четырех крупных рыбоводных предприятий Подмосковья, откуда в столицу поступают свежие карпы, толстолобики, амуры. Как заверил меня директор Александр Коньков, кавказцы к ним уже не едут, а берут товар в Рязанской, Ростовской и других областях. Но аппетиты посредников хорошо известны. Коммерческий директор "Цны" Галина Сулима говорит, что они просят карпа по 40 - 50 рублей за кило, а на базаре продают вдвое дороже:
- Мы уже два года так не работаем. Если бы с ними связались, теряли бы минимум по 20 рублей с каждого килограмма рыбы. По пятницам, субботам, воскресеньям загружаем свежего карпа в свои цистерны, едем за 120 километров в Москву и сами продаем рыбу по 85 рублей. Себестоимость килограмма карпа - около 60 рублей, он у нас растет на специально разработанных институтом витаминизированных комбикормах.
ИНСТРУКЦИЯ: ЗРИ ПОД ЖАБРЫ
Кстати, Галина согласилась проинструктировать читателей "Труда", как правильно выбрать действительно вкусного карпа:
- Если глаза не темные, а белесые, то карп не свежий. Жабры должны быть яркими, розовыми. Если побелели или пожелтели, то вообще рискуете отравиться. Бывает, продавец распотрошит рыбу, вытащит жабры, а то и вовсе обезглавит. Тогда о товаре с душком скажет только душок.
В 2006 году инспектора Россельхознадзора накрыли в Подмосковье базу переработки тухлой рыбы. Предприимчивые дельцы за копейки покупали товар второй свежести, вымачивали, коптили, закатывали в вакуумные упаковки и продавали на оптовых рынках. Вряд ли эта база была единственной. Как говорят эксперты, протухшая рыба может попасть даже в приличные магазины.
Советы от начальника управления Россельхознадзора Владимира Арсеньева:
- Я вообще не советую покупать товар в вакуумных упаковках - это как кот в мешке. Заветренный, подсохший, желтоватый срез, расслоение говорят о том, что рыба не раз заморожена и разморожена. Если ее распотрошили, то не должно быть слизи, а тем более - грязи. В Москву из Дагестана даже осетр и белуга поступают грязные, как будто их везли в мешках с картошкой. Но особенно бдительными будьте с икрой. Она должна быть зернистая, икринки - отставать друг от друга. Если кисловатый вкус, то, значит, пошел процесс брожения. Желтоватая жижа в икре свидетельствует о разложении. А через интернет я категорически не советую делать такие покупки.
О форели скажу отдельно. На нашем рынке она в основном норвежская. Норвежская форель на прилавках выглядит привлекательнее - очень яркая, прямо в рот просится. Мурманские эксперты меня просветили: это оттого, что добавляются красители для приманки покупателя.
Остается добавить, что последний поход по столичным рынкам оставил впечатление, что иностранные продавцы вернулись за прилавки. Не только рыбой, но и овощами торгуют не таясь. Как будто не было распоряжения властей о квотировании иностранной рабсилы. Меж тем столичные власти взяли курс на сокращение самих рынков. Первым закроется Черкизовский, а затем еще 17 продовольственных и вещевых. В самом деле: раз порядок там навести не получается, то, конечно, проще их ликвидировать.