ИРИНА ЗАКАЗАЛА ОМАРА...

Вроде бы странно сравнивать литературные произведения с конфетами, но общего немало. Часто бывает, что фантик нарядный, а на вкус - лучше не пробовать. И с книгами так: крики "Бестселлер! Бестселлер!" - отнюдь не гарантия хорошей литературы.

Автор прошлогоднего бестселлера "Духless" Сергей Минаев написал новый роман "MEDIA SAPIENS. Повесть о третьем сроке". Речь идет о мире медиа. То есть о СМИ. Им, "бездуховным и беспринципным, тем, кто ежедневно создает мир Духless" (то бишь бездуховности), посвящается книга. И политике тоже: третий срок - срок президентских полномочий.
Антон Дроздиков трудится копирайтером-политтехнологом, пишет тексты для телепередач. На ТВ он работает первые тридцать страниц, а потом начальство уличает его в использовании речей Геббельса, обзывает "сучонком" и другими обидными (в основном, нецензурными) словами и выставляет вон. Антон создает PR-агентство и занимается то мэрскими выборами в провинции, то "информационными войнами олигархов легкого веса"... Пока ему не делают предложение представители оппозиционных "демократических сил": "Мы хотим жить в другой России. Изменить ее - наша задача". Одним из способов изменения России и борьбы с правящим режимом является инсценировка теракта: "Представьте себе, что где-то в Москве гремит взрыв. Приезжают "скорые помощи", менты увозят погибших. Все это снимает случайно оказавшаяся рядом группа телевизионщиков... Пленка попадает на все каналы. А на следующий день никого из пострадавших найти в больницах не могут. А официальные СМИ предполагают, что теракт какой-то странный. Возможно, его и не было". И хотя это имитация, народ подумает, что теракт был по-настоящему, а "власти скрывают". Сценарий всей затеи пишет Антон. Однако в реальности выходит страшнее: давка, трупы - не игрушечные, а взаправдашние... Таковы последствия беспринципности пиарщиков и медийщиков.
Стремясь подчеркнуть полную бездуховность СМИ, Минаев заставляет персонажей изъясняться преимущественно матом. Вот что творится за кулисами "концерта творчества многонациональной России": "Ты, сука, хочешь подставить меня?.. Ты проверил, что он там тебе подготовил, или просто тупо спиз...ил вместе с ним бюджет?.. Олег, ты сейчас собираешь своих и на х... отсюда скачками. Если кто-то останется недоволен, вам пиз...ец".
Ненормативной лексикой, к сожалению, сейчас не удивишь - в том числе в литературе. А больше удивлять автору нечем. Писатель - это ведь не просто пересказчик реальных событий или своих фантазий. Кроме понятия "сюжет", существуют и другие - "стиль", "язык", "талант"... Увы, ничего такого в книге вы не найдете (как и в первом романе Минаева). Зато какой пиар, какая реклама!
Книга для сторонников принципа "лечить подобное подобным". То есть бичевать пошлость и бездуховность с помощью пошлости, "ненормативки" и пр.
Если Сергей Минаев - спец по "духless", то у Оксаны Робски своя литературная ниша - жизнь богатеев на Рублевке. Робски, конечно, не Минаев: ее хотя бы можно читать без насилия над собой. Однако называть Оксану писательницей тоже не стоит, в лучшем случае она "бытописательница-беллетристка". Подтверждение - новый роман "Устрицы под дождем".
16-летняя Оля восемь лет провела в плену у маньяка. Вырвавшись из лап похитителя, она оказалась в новом заточении. Какие-то люди везут ее в закрытую психбольницу, чтобы подготовить к встрече с журналистами и сделать из нее звезду: "По твоей жизни будет снят фильм, уже нашли режиссера. Но до этого будет написана книга... Еще у тебя будут стилист и имиджмейкер", - объясняет врач-психиатр. Впрочем, говорит он это другой девушке - Марусе, случайно оказавшейся на месте Оли по дороге в больницу. Маруся - дочь "медийного магната" (вот опять - проклятые СМИ!), о чем кричит врачам и санитарам, а ей не верят. Оля тем временем гуляет по Москве, наслаждаясь свободой, но понимает, что нужно помочь той, которая томится в больнице вместо нее...
Сюжет навороченный, но вместе с тем натужный и предсказуемый. Для детектива не хватает настоящей интриги: уже в начале понятно, что Олин похититель - один из рублевских олигархов. Для любовного романа персонажи шаблонны и карикатурны - к примеру, хозяйка психбольницы Ангелина Петровна, которая содержит молодого человека Аркашу и исполняет его прихоти.
Зато читатель вновь узнает, что носят, пьют и едят рублевские жители: "Ирина заказала себе жареного омара, а Ангелина Петровна телятину, припущенную в красном вине. "Что ты будешь, котенок?" - спросила она у Аркаши, ласково улыбаясь. - "Мне козий сыр с персиком и лавандовым грильяжем..."
Книга для любителей сериалов о плачущих богатых. Хорошо бы снабдить ее рецептом лавандового грильяжа (и других блюд): вдруг его можно приготовить дома и хоть чуть-чуть приобщиться к нелегкому рублевскому бытию?
О коммерческом успехе книг свидетельствуют не только тиражи и рейтинги продаж, но и литературные двойники. Оксана Робски уже "отбросила тень" в виде другого автора - Оксаны НеРобкой. Сходство имен-фамилий очевидно, тема тоже: роман "Иметь банкира" содержит подзаголовок "Столичная Love Story".
Провинциалка Лида занимается в Москве ловлей состоятельных мужчин. В первую очередь, обитателей Рублевки. Правда, для достоверного показа их жизни НеРобкой не хватило то ли смелости, то ли знаний: богатеи выглядят списанными из чужих книжек и глянцевых журналов. Лиде долго не везет: то женатые попадаются, то извращенцы. Сотрудник банка Борис оказывается... некрофилом. Правда, он не пытается убить героиню, а "всего-навсего" подсыпает ей снотворное и наслаждается бесчувственным телом. Дизайнер Витя - бисексуал, который выдает юного любовника за сына... И даже с нормальным миллионером Андреем Лида не станет счастливой и в конце концов закончит разводом...
Хотя одолеет книгу до конца только очень непритязательный читатель. Он-то и узнает, что после развода "первые два месяца независимости Лида пребывала в предоргазменном состоянии. Ее возбуждало и пьянило чувство свободы, обрушившееся на ее светловолосую голову. Однажды девушка особенно долго задержалась у зеркала и поняла, что ей опротивел искусственный цвет ее локонов. Надоело быть блондинкой. В тот же день она перекрасилась в шатенку. Резко ощутила необходимость пополнить интеллектуальный багаж специальными знаниями. Даже записалась на управленческие и бухгалтерские курсы".
Книга для тех, кто считает литературой любой текст, напечатанный типографским способом. Даже конфетный фантик или автобусный билет.
Благодарим за предоставленные книги Торговый дом книги "Москва" (Тверская, 8).