ЗА КАДРОМ "ОСКАРА"

Наш голливудский корреспондент, Галя Галкина вошла в этом году в "ограниченный контингент" журналистов, которым показывают закулисье "Оскара".

"НА САМОМ ДЕЛЕ ЭТО КАТОРГА"
К оскаровской церемонии невозможно подготовиться за один день или за одну ночь, как к студенческому экзамену. Нужно хотя бы дня три-четыре. У меня на это ушло как минимум 102 часа.
Пресс-центр обосновался в отеле Renaissance Hollywood, по соседству с кинотеатром "Кодак". За четыре дня до шоу плотная толпа журналистов ожидает экскурсии в зал прессы. "Правила поведения" для прессы занимают 12 страниц: что можно, чего нельзя. Для надежности эти правила представитель пресс-службы киноакадемии транслирует через огромный мегафон для аккредитованных журналистов.
- Люди думают, что освещать "Оскар" - это удовольствие, а на самом деле это каторга, - говорит мне знакомая немецкая журналистка.
ДРЕСС-КОД
Один из выходов отеля Renaissance ведет прямо в центр шопинг-молла на Hollywood&Highland. После экскурсии захожу в первый же обувной магазин Skechers и примеряю единственные "золотые" туфли на каблуке бразильской компании Soho Lab, оттенок которых сочетается с каемкой на моем платье, купленном несколько дней назад в бутике на Sunset Strip. Кстати, влетев в него за полчаса до закрытия, я столкнулась нос к носу с пресс-секретарем киноакадемии.
Платье мое, кстати, предназначалось не для церемонии, а для одной из предоскаровских костюмированных вечеринок. К ней пришлось готовиться основательнее, чем к традиционной оскаровской церемонии, для которой я собиралась откопать наряд в собственном шкафу.
КУЛИНАРНАЯ ПРЕЛЮДИЯ
В шатре на красной дорожке Вольфганг Пак угощает журналистов деликатесами из меню губернаторского бала, шеф-поваром которого он стал в 14-й раз. Нынче на него и на сотни его помощников легла особая ответственность, так как гостям церемонии бежать особо некуда - Vanity Fair, как известно, отменил свою вечеринку из-за забастовки сценаристов. Всем гостям, независимо от того, получат ли они золотую статуэтку, приготовлены шоколадные "Оскары", покрытые "золотой" пыльцой. Для победителей и гостей приготовлены 520 бутылок шампанского Laurent Perrier, бесчисленные бутылки калифорнийского вина, 7 тысяч 200 креветок, очень много лобстеров, а также бургундских трюфелей для запеченных макарон с сыром. Кроме трюфелей в этих макаронах еще 17 ингредиентов, поэтому просто скажу, что было вкусно.
БРИЛЛИАНТЫ
В пентхаузе отеля Chateau Marmont притаился глава ювелирного дома de Grisogono Фаваз Груози. Ювелирные творения внимательно разглядывает стилист Рейчел Зои, одевающая на нынешнюю оскаровскую церемонию Дженнифер Гарнер и Камерон Диаз. Здесь же находится и модный стилист Филлип Блок, одевающий Кейт Бланшетт, Джули Кристи и юную Эллен Пейдж, номинированную за роль беременной школьницы Джуно. Стилисты изучают драгоценности, мысленно готовясь к неожиданностям: звезды капризны, а в ненастную для Лос-Анджелеса погоду становятся еще капризнее.
Еще ни одно вручение "Оскара" не обходилось без драгоценностей от Harry Winston. Вице-президент ювелирного дома Нэнси Муррей пригласила меня "за кулисы", где дала примерить браслеты и колье стоимостью от 3 до 7 миллионов долларов и надеть на палец кольцо с третьим по величине брильянтом в мире. Увы! Если вы не знаменитость, то окружающие все равно не поверят, что это не бижутерия, а камень, за который люди готовы перерезать друг другу глотки.
"СВОИ"
Для режиссеров, чьи фильмы были номинированы в категории "лучший иностранный фильм", накануне шоу устроили в киноакадемии прием и пресс-конференцию. Первым на красную дорожку ступил Никита Михалков, а за ним - только что прилетевший в Лос-Анджелес Анджей Вайда, с которым они обнялись. Михалков сразу оговорился, что фильм "12" не выиграет "Оскара", так что и ждать не надо.
Несмотря на интересные выступления Анджея Вайды ("Катынь"), Джозефа Седара ("Бофор") и Штефана Рузовицки, который пришел вместе с реальным "фальшивомонетчиком" Соломоном Соровицем, тон в зале киноакадемии явно задавали Михалков и Бодров. В какой-то момент российские режиссеры нарушили жанр пресс-конференции и просто перешли на диалог друг с другом.
Сергей Бодров: Когда мы снимали в Китае, то нашим так надоела местная еда, что приходилось посылать шофера в Казахстан - а это 12 часов езды в одну сторону - за супом и кашей. Снимать 500 монголов было очень трудно. Они постоянно дрались с казахами.
Никита Михалков: Лучше снимать 500 монголов, чем 11 актеров, которые играли в моем фильме. Каждый день я заходил на съемочную площадку как в клетку со львами. Они приносили мне по 18 страниц текста, который сами для себя писали. Они все - потрясающие индивидуумы, но иметь с ними дело невероятно трудно.
С.Б.: Я не согласен с Никитой, что 500 монголов снимать легче, чем 11 актеров, даже таких, которые заставили плакать самого президента Владимира Путина, которого не так-то легко разжалобить.
Н.М.: Сергей меня не понял - я имел в виду, что был момент, когда я хотел убежать от своих актеров к 500 монголам.
"Оскар" под дождем
Не знаю, чем занимаются звезды за несколько часов до оскаровского шоу. Но у журналиста программа насыщенная.
Открыла шкаф и выбрала черное, видавшее "Оскаров" платье от Donna Karan. Оживила его серьгами и кольцом со стразами и красными туфлями, в которых могу безболезненно продержаться несколько часов подряд. Никогда не думала, что на церемонию придется надеть теплый жакет: обычно хватает шарфика на плечах. Уложила в портфель новенький ноутбук, для клавиатуры которого еще нужно было купить русский алфавит.
Вышла на балкон покормить собаку и убедилась в том, что, несмотря на оскаровскую церемонию, дождь по-прежнему моросит, а небо обложено тучами.
Парикмахер Джейкоб утром был в церкви, которая находится неподалеку от Голливудского бульвара, и видел, как на красной дорожке устанавливали обогреватели.
В комнате прессы слева от меня сидел корреспондент газеты Financial Times, а справа - японской газеты, но он еще не пришел. Я подключила ноутбук и стала наклеивать на клавиатуру русские буквы.
На красной дорожке стояли Никита Михалков с женой Татьяной и дочерью Надеждой, а также Сергей Маковецкий. Накануне церемонии Михалков сказал, что не выиграет "Оскара", и было видно, что он не кокетничает, а чувствует расстановку сил. Выглядел он замечательно, как и вся остальная компания. Чего нельзя было сказать о присутствовавших в зале женщинах, многие из которых из-за холодной погоды были вынуждены накинуть на вечерние платья спортивные куртки, пальто или еще что-то теплое, что было под рукой. Чуть позже ведущий церемонии Джон Стюарт пошутил: "Во время рекламной паузы мы, звезды, обсуждаем, как ужасно одеты вы, зрители".
ЕВРОПЕЙЦЫ НАСТУПАЮТ
Интересно, что все четверо выигравших актеров - европейцы: француженка Марион Котийяр, англичанин Дэниел Дэй-Льюис, англичанка Тильда Свинтон и испанец Хавьер Бардем. Во время интервью новоиспеченных оскароносцев журналисты-земляки могли задавать им вопросы на родном языке. Однако на русском языке вопросы задавать было некому - Никита Михалков и Сергей Бодров уступили "Оскара" за лучший иностранный фильм австрийскому режиссеру Штефану Рузовицки. Результаты этой номинации объявляла Пенелопа Крус, которой явно было все равно, кто победил: главное, что ее бойфренд Хавьер Бардем к этому моменту уже получил свой "Оскар".
ТУФЛИ ЗА МИЛЛИОН: ЗАЛ ПРЕССЫ ВО ВРЕМЯ ШОУ
Когда "Оскара" за лучший оригинальный сценарий выиграла Диабло Коуди, я сразу же вспомнила, как встречалась с ней еще до того, как на ее умную, красивую и взбалмошную голову посыпались награды. У меня гостил папа, и я взяла его с собой на интервью. Диабло произнесла несколько дежурных слов на русском языке, объяснив, что учила русский в колледже. Она даже работала переводчицей для детской туристической группы из России. Однако ближе всего к России почувствовала себя в голливудском ресторане "Санкт-Петербург", где ее угостили водкой Christall. На прощание она подарила мне свой сценарий "Джуно" с автографом, а папе - свою книжку "Candy Girl". "Какая красивая девочка, - сказал папа, - жаль только, что с татуировкой". Но это еще не самая большая странность Коуди, которая по собственной прихоти целый год работала в стриптиз-клубе, о чем и рассказала в своей книжке.
Когда Диабло зашла в комнату прессы с "Оскаром" в руках, то выглядела совершенно спокойной - похоже, еще не успела осознать случившееся. Она уверенно отвечала на вопросы журналистов, как выучившая урок ученица. А под конец сказала: "Спасибо моим родителям за то, что они принимают меня такой, какая я есть". И разрыдалась.
Еще до этого трогательного момента одна журналистка опередила меня с вопросом: "В каких туфлях вы пришли на церемонию - "тех" или других?" Дело в том, что каждый год дизайнер Стюарт Вейцман делает пару туфель Cinderella для какой-нибудь молодой и подающей надежды оскаровской номинантки. В этом году он выбрал Диабло Коуди, и она вроде бы согласилась надеть их на церемонию. Затем она узнала, что туфли украшены бриллиантами весом 1,8 карата и стоят миллион долларов. Она написала в своем блоге MySpace, что дизайнер хочет использовать ее для того, чтобы она рекламировала его дурацкие туфли, и что она не хочет выставлять себя напоказ, а, наоборот, решила остаться в тени. Диабло показала нам свои туфли, которые закрывало длинное платье: они были на плоской подошве и без украшений.
ПРИГЛАШЕНИЕ НА СВИДАНИЕ: 30 МИНУТ ПОСЛЕ "ОСКАРА"
После окончания церемонии я быстро покинула комнату прессы и поспешила домой, чтобы написать об увиденном в спокойной обстановке. Повсюду слонялись гости церемонии, среди которых я узнавала новоиспеченных номинантов. Стрелка с надписью Governor's Bal рядом с эскалатором была направлена вверх. А я стала спускаться вниз, чтобы выйти на Голливудский бульвар и найти Shuttle, который подвезет меня к гаражу, где стоит моя машина. По эскалатору вверх поднимались проголодавшиеся зрители, один из которых, поравнявшись со мной, неожиданно раскинул руки и воскликнул: "I don't have a date today - be my date!" Сначала я подумала, что неузнанный мной кинематографист заблудился в проходах "Кодака" и не может найти gate, то есть выход. А потом сообразила, что он таким образом приглашает меня на губернаторский бал. Я представила, как встречусь там с нашими режиссерами, ни одному из которых не досталась заветная статуэтка, и решила не сбиваться с истинного пути.
КОНКУРЕНТКИ
"Оскар" за лучшую женскую роль достался Марион Котийяр - несмотря на звездную конкуренцию. Галя Галкина задавала вопросы всем номинанткам.
Джули Кристи, 66, "Вдали от нее"
Фиона в мелодраме Сары Полли.
- Ваша героиня страдает болезнью Альцгеймера. А вы не боитесь этого заболевания?
- Даже не думаю об этом. Меня куда больше волнует ситуация в мире, то, что происходит или может произойти с людьми. Недавно я перечитала письма, которые писала своей подруге в 60-е годы, когда меня называли секс-символом. Ужасная глупость. Я писала ей о мальчиках, вечеринках, нарядах... Подруга позже признавалась, что считала меня очень поверхностным человеком.
- А теперь вы изменились?
- Все женщины четко осознают тот момент, когда мальчики перестают обращать на них внимание, приспосабливаются к этому и начинают мыслить глобально. (Смеется.)
Кейт Бланшетт, 38, "Золотой век"
Английская королева Елизавета в фильме Шерхана Капура. Девять лет назад режиссер уже снял фильм "Елизавета", и монаршую особу также играла Кейт Бланшетт.
- Вы действительно не хотели играть Елизавету второй раз?
- Сначала подумала, что не хочу возвращаться к старому и снова играть в той же истории - я уже все сказала, и добавить мне нечего. Но Джеффри Раш спросил меня: "Что это ты стала такая разборчивая, забыла, сколько тебе лет?" И добавил: "Ты подходишь к критическому возрасту, когда голливудский мэйнстрим начнет потихоньку забывать о тебе. А роль Елизаветы предназначена для актрисы твоего уровня".
- Современным властным женщинам легче найти счастье в личной жизни, чем Елизавете?
- Я недавно перечитала книгу "Год волшебных раздумий" Джоан Дидион, в которой она рассказывает, что в прошлом столетии началось движение "за всеобщее счастье". Людям дали понять, что они сами творцы своей судьбы. Думаю, подобная постановка вопроса удивила бы Елизавету.
Лора Линни, 43, "Дикари"
Венди Сэвэдж в семейной драме Тамары Дженкинс (режиссера "Трущобы Беверли Хиллз").
- Вы сыграли писательницу-истеричку Венди, которой приходится ухаживать за больным отцом. Вы думали о своих пожилых родителях до того, как сыграли эту роль?
- Естественно. Но во время съемок "Дикарей" я снова задумалась об ответственности перед моими близкими. Лучше уделять им внимание, пока они живы и здоровы, чтобы потом не растеряться.
Эллен Пейдж, 21, "Джуно"
Девочка-подросток из комедии Джейсона Райтмана (дебютировавшего в кино фильмом "Здесь курят" по книге Кристофера Бакли).
- Вы были похожи на свою героиню Джуно в подростковом возрасте?
- Да, когда мне было шестнадцать, у нас было много общих черт. Она остроумная, в меру интеллигентная и очень взрослая для своих лет. Но при этом чрезвычайно наивная и самонадеянная.
- Вы сразу поняли, что "Джуно" - это главный фильм в вашей карьере?
- Когда я дочитала сценарий, то мое сердце было готово вылететь из груди - я поняла, что эта роль должна быть моей.
- Вы общались с беременными подростками во время подготовки к роли?
- Нет, я просто представила себя на их месте и старалась играть как можно естественнее.
Марион Котийяр, 32, "Жизнь в розовом цвете"
Эдит Пиаф в биографической кинодраме Оливье Даана ("Багровые реки-2", "Жизнь обетованная")
- Роль Пиаф стала самой трудной в вашей карьере?
- Да, без сомнения. Я себе даже представить не могла, что однажды мне придется сыграть настолько великую женщину.
- Вы сами пели ее песни?
- Только некоторые из них. Эдит много пила, поэтому ее голос звучал, как из преисподней. (Смеется.) Я люблю петь, но для себя я пою лучше, чем когда имитирую Пиаф.
- Как вы входили в роль?
- Старалась не копировать, а понять ее. Пересмотрела огромное количество записей ее выступлений и интервью, фильмов с ее участием, личных фотографий. В какой-то момент я почувствовала, что нашла Пиаф в себе.
- Как вы встретили известие о номинации?
- Я была в Лос-Анджелесе, в отеле. Включила телевизор. Когда назвали мое имя, я просто остолбенела. До сих пор еще не осознала, что произошло. Я хотела отметить это событие, но пить шампанское в 6 утра - это слишком, даже для француженки. (Смеется.)