Параллельные миры Юрия Башмета

Эту программу было бы полезно послушать тем, кто пишет на своих мерседесах «можем повторить» 

На Зимнем фестивале Юрия Башмета в Сочи ты, даже попав в число журналистов, т.е. привилегированных зрителей, успеваешь охватить только верхушку айсберга. Причем порой совсем не то, что настойчивей всего рекламируется, реально оказывается самым интересным.

Уж не говорю о том, что физически невозможно поспеть на все – симфонические премьеры композиторов России, Бельгии, Китая, моноспектакль «Не покидай свою планету» Константина Хабенского, парад этнических инструментов мира, встречу танцовщиков Грузии и Корсики…

Но вот если бы я не попал, к примеру, на академию молодых оперных певцов, уже много лет проходящую в рамках фестиваля под лидерством знаменитого педагога, руководителя Молодежной программы Большого театра Дмитрия Вдовина, это было бы досадным пробелом. Что может быть интереснее, чем открытие свежего яркого голоса и новой артистической индивидуальности? На этот раз, по моему мнению, особенно отличились мужчины: баритон «с огоньком» Василий Соколов – отличный Папагено и Онегин, статный бас Игорь Коростылев – блистательный Базилио с его арией о клевете, звучный тенор Андрей Скляренко – трогательный Неморино из «Любовного напитка»… Не хочу обидеть девочек – виртуозную Василису Бержанскую (сама могла бы уже давать мастер-классы) или великолепную (в потенциале) «колоратуру» Софью Цимбал, хотя и подслушал случайно, как великий Сергей Лейферкус предостерегал ее насчет «головокружения от успехов»: «Пока никакой Царицы ночи!». Что ж, на то и общение с легендарными старшими коллегами, чтобы правильно распределить усилия и стать Царицей в тот момент, когда ты до этого по-настоящему доросла.

Особенно порадовало знакомство с украинским баритоном Андреем Кимачем. Вот блистательный взлет: начало учебы в родном Херсоне, продолжение в Киевской академии музыки, затем – в Молодежной программе Большого театра, и закономерный результат – главная партия в стартовом спектакле сезона «Пуритане» не где-нибудь – в барселонском «Лисеу», контракты в других ведущих европейских театрах. И при этом парень не счел зазорным приехать еще поучиться – хотя сейчас поездки с Украины в Россию отнюдь не беспроблемны, Андрею, например, пришлось лететь в Сочи через Стамбул. Но ему, соединяющему в себе русскую и украинскую школу, не привыкать. Хороший пример для политиков наших обеих стран, которым пока вставлять друг другу палки в колеса привычнее, чем наводить мосты.

 

Украинец Андрей Кимач и белоруска Марта Данусевич в дуэте из оперы Леонкавалло «Паяцы». За роялем – Валерия Прокофьева

Но где же сам Башмет? Где его оркестры – «Новая Россия» или созданный недавно Всероссийский юношеский?

Конечно, были и они. Но вот здесь-то и важно не повестись на рекламу. Например, во всех анонсах с восторгом рекламировалась премьера ПЕРВОЙ В МИРЕ композиции, совместно сочиненной нейросетью Яндекса и живым композитором Кузьмой Бодровым. Премьеру приберегли на последний день, на концерт торжественного закрытия фестиваля. Ну и что? Лично для меня эта 7-минутная симфоническая миниатюра с красивой мелодичной партией солирующего альта (понятно, сыгранной Башметом) и малопоэтичным названием «Цифровой рассвет» ничем особенным не выделилась на фоне прочего творчества Бодрова. Мастеровитый Кузьма, насколько представляю, пишет такую бодро-мажорную, демократичную музыку давно и в больших количествах.

Зато никак не педалировалась в релизах другая программа – «Параллельные миры». Нет, в ней, вопреки футуристическому названию, как раз не было никаких супер-технологических изысков. Речь шла о параллельных мирах советской музыки, живописи и поэзии 40-х – 50-х годов. Времени, когда великие победы сопровождались жестокими репрессиями власти против собственного народа. Когда по социальному заказу создавались парадные опусы вроде фильма «Кубанские казаки», а по зову сердца – музыкальные трагедии уровня 8-й симфонии Шостаковича. Выставка в фойе Зимнего театра, подготовленная совместно столичным Музеем музыки и Сочинским художественным музеем, напоминала зрителю – кому вручали Сталинские премии и как топтали Ахматову с Зощенко и Пастернаком. А в самом зале довершал дело точный вкус Башмета-дирижера, не делящего художников на официозных и искренних, передовых и ретроградных. Юрий Абрамович, например, возродил из забвения Скрипичный концерт Кабалевского (с солисткой Татьяной Самуил) – и выяснилось, что эта партитура, на которую последующие десятилетия прочно налепили ярлык «секретарская», изумительна, а лирическая вторая часть просто может быть причислена к лучшим мелодическим достижениям русской музыки за все ее века.

А какой резонанс между суровой, благородной русской мелодикой Гавриила Попова (одного из разгромленных постановлением 1948 года «модернистов») и пробирающими до комка в горле строками Константина Симонова про три березы!

А как порой в точку попадал видеоряд с картинами Пластова, Пименова, Дейнеки, на которых мы видим трудное послевоенное возрождение страны. И что за лица на этих картинах! Сегодня встретить такие светящиеся глаза – огромная редкость. По большей части, замечу, женские – что над кульманом, что над рулем трактора: мужчин-то забрала война.

Не все в этой программе технически совершенно. И тот же видеомонтаж его автору Виктору Крамеру стоило бы переделать заново, с бОльшим уважением к цитируемым картинам. И стихи Анна Ковальчук (или кого там привлекут вместо нее в следующий раз) могла бы читать с бОльшим проникновением. Но идея – могучая, и было бы прекрасно, если б Юрий Абрамович дотянул ее на своем следующем фестивале, который по традиции у него весной в Ярославле, а завершает его музыкант всегда симфоническим концертом в святой день 9 мая.

Вот тогда это было бы полезно послушать и посмотреть всем. В том числе тем, кто, не помня о цене, лепит на свои мерседесы хвастливую надпись «можем повторить».