ИРАКСКИЙ КАТАЛИЗАТОР РОССИЙСКОЙ НЕФТИ

На фоне военных действий в Ираке вопросы, связанные с нефтью, вызывают повышенное внимание во всем мире. Наша страна - не исключение. Об эффективности работы нефтедобывающей отрасли речь шла, по данным информационного агентства Интерфакс, на встрече 25 марта президента РФ Владимира Путина с губернатором Ханты-Мансийского автономного округа Александром Филипенко.

Для эффективного функционирования крупнейшего нефтяного региона страны необходимо прежде всего создать государственные условия, в перечне которых не последнее место занимают налоги. По мнению губернатора, осуществляющего государственный контроль за нефтедобывающим комплексом на своей территории, ситуация с налогами далека от оптимальной. Более того, введенный с начала 2002 года единый налог на добычу полезных ископаемых создает целый ряд скрытых угроз экономике отрасли. Причем население страны ощутит их гораздо раньше, чем крупный нефтяной бизнес.
Независимые эксперты отмечают, что уже больше года фактически заморожены разведка и доразведка месторождений. Полномочия по проведению геологоразведывательных работ были изъяты у регионов и переданы федеральным структурам. Однако построить единую систему разведки недр, управляемую из центра, оказалось не так-то просто. Пока дело не дошло даже до определения функций и полномочий.
Чтобы понять, какую роль играет геологоразведка, достаточно вспомнить, что не так давно казахские власти обвинили российских партнеров в преднамеренном затягивании разработки Центрального нефтяного месторождения на шельфе Каспия. Наблюдатели дали аргументированный ответ: "медлительность" российских компаний вполне объяснима. Доразведка месторождения обойдется в несколько сотен миллионов долларов, а добыча нефти на Центральном начнется не ранее 2005 - 2006 годов. Словом, разведка недр - дело затратное и не быстрое. Но то, что упущено сегодня, может обернуться завтра гораздо большими потерями.
Еще один отрицательный аспект существующей системы налогообложения -и об этом также Александр Филипенко докладывал президенту - введение "плоской шкалы", т.е. одинаковой платы за эксплуатацию любых запасов. Это привело к тому, что нефтяные компании переключили свое внимание на наиболее рентабельные участки, законсервировав менее прибыльные. При таком подходе нарушается технология освоения месторождений, провоцируется "колониальный" подход к запасам - "взять как можно больше и как можно скорее". За бортом коммерческих интересов остается чуть ли не половина разведанных нефтяных залежей.
С введением нового налогового законодательства резко упали прибыли самих нефтяных компаний. Этому вопросу ханты-мансийский губернатор уделил особое внимание. Он проанализировал последствия отмены льгот по налогу на прибыль. Результаты оказались весьма скромными. Сборы упали почти в два раза - и это притом, что добыча нефти выросла, а цены на нее буквально зашкаливали. Раньше часть прибыли, направляемая на реинвестиции в производство, не облагалась налогом - собственно, в этом и заключались льготы. С отменой льгот прибыли нефтяных компаний резко упали. Логично предположить, что они были просто выведены из-под налогообложения - для этого придумано множество схем. Итог - инвестиций в развитие нет, поступления в государственную казну упали. Понесла потери главная финансовая артерия страны, обеспечивающая пенсии, зарплаты, безопасность государства.
Губернатор ХМАО уже не первый раз обращает внимание на изъяны налоговой системы в природопользовании. Очевидно, настал тот самый момент, когда президент решил разобраться в ситуации лично, получив информацию из первых рук.
Российские нефтяные ресурсы огромны - только в Ханты-Мансийском автономном округе реально освоено лишь 18 процентов разведанных запасов "черного золота". Их рациональное использование в период геополитической нестабильности является важным условием безопасности государства. Поэтому неудивительно, что именно эта тема оказалась в центре внимания президента и руководителя главного нефтяного региона страны.