ЖЕЛЕЗНЫЙ ЗАНАВЕС

Москва, год 2020. Два мужика стоят возле Бульварного кольца час, два. Машины несутся сплошным потоком. Наконец один не выдерживает: "Скажите, как вы все-таки перешли улицу?" "Никак, я здесь родился". Шутка шуткой, но транспортные пробки превращают обитателей разных концов столицы в жителей разных городов. Уже никого не удивляет, что многие из тех, кто живет, например, в Олимпийской деревне, никогда не бывали во Владыкино, а бутовские в Жулебино или Свиблово.

ХВАТИТ ЛИ ЖИЗНИ, ЧТОБЫ ОБОЙТИ МОСКВУ?
В моей студенческой комнате висела карта первопрестольной. Мечта провинциала - если не покорить, то хотя бы обойти Москву. Чтобы не запутаться, пройденные маршруты я отмечал карандашом. За пять лет удалось обойти кварталы внутри Садового и Бульварного, север и северо-восток города. На остальное не хватило времени.
Последний раз карандаш прошелся по карте в 2000 году. Путешествие от Дмитровки на Юго-Запад получилось кошмарным: переполненное метро, пробки на улицах, толпы прохожих. Для себя я решил, что с экскурсиями пора кончать.
Провинциалы приехали и уехали, а москвичи остаются здесь жить.
- Последний раз я была на другой стороне Москвы лет десять назад, - вспоминает Ирина Сергеевна Гущина, живущая возле Электрозаводской. - Похоронила супруга на Николо-Архангельском кладбище. Теперь уже и не надеюсь вновь побывать там. Если живешь в Москве и тебе далеко за 70, не до путешествий.
Транспортные проблемы приводят к тому, что старики оказываются привязанными к своему району, улице, а чаще всего к своему двору. Максимум, на что многие решаются, это поход на районный рынок.
- Люди в возрасте особенно болезненно переживают транспортные стрессы, - считает психолог Татьяна Леус. - Многие признаются, что для них нынешняя Москва - это город, в котором они мешают всем и все мешают им.
Впрочем, так думают о себе и многие москвичи среднего возраста.
- Когда меня со всех сторон зажимают в метро, я готова взорваться, - признается журналистка одного из столичных изданий Инга Дмитриева. - Ездить приходится каждый день из Крылатского на Комсомольскую. Если удается проскочить до часа пик, то в день на дорогу я трачу два с половиной часа. Если нет - часа четыре, а то и больше.
Филевская линия метро, по которой ездит Инга, частично проходит по поверхности. На электричку по утрам не стоит и соваться - ее приходится брать с боем. Личное авто тоже исключается: рядом Кутузовский проспект и Рублевка, а там мертвые пробки. Поэтому единственный транспорт для нее - метро. Но то, что творится в час пик, например на "Библиотеке имени Ленина" или "Киевской", где Инге приходится пересаживаться, описанию не поддается. Зато последствия такого путешествия - стресс, стресс и еще раз стресс.
- У человека, вынужденного проводить несколько часов в дороге, меняется психологическое состояние, - продолжает Татьяна Леус. - Появляются неврозы, агрессия. Кто-то пытается с этим бороться: читает в дороге, отгораживается от мира плеером. Но от мира не отгородишься.
По словам Татьяны Леус, человек спокойно переносит дорогу, если тратит на нее до часа в один конец. Тогда это не бьет по его психике и не сказывается на здоровье.
Так кто же виноват в транспорт-ных мучениях москвичей? Многие жители столицы считают, что приезжие из Подмосковья. Резон в этом есть. Каждый будний день в Москву приезжает почти два миллиона человек из области. Это более чем ощутимая прибавка к тем десяти миллионам, которые тут живут. В результате по плотности населения столица приближается к Лондону или Нью-Йорку.
ПРИТЯГАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР
Одна из бед нынешней Москвы в том, что всех притягивает ее центр. Сюда, в федеральные, областные и городские учреждения, ежедневно стекаются миллионы людей, движется многотысячный поток автомобилей. На территорию внутри Бульварного кольца приходится более половины всех столичных инвестиций. Здесь сосредоточена четверть всех городских торговых объектов. Значит, ежедневно сюда везут товары, приезжают покупатели. Одним из любопытных следствий логистики "по-московски" является то, что за последнее время в центре почти не осталось самых обычных продуктовых магазинов. Их задушили транспортные проблемы. На освободившихся площадях как грибы растут модные бутики, банки и офисы. Удивляться тут нечему, ведь продукты в магазины нужно завозить ежедневно, а это немалые транспортные расходы, коллекцию же в бутик доставляют раз в несколько месяцев и ждут очередного крика моды. В Москве одна из самых высоких транспортных составляющих в цене товара. В некоторых продуктах она превышает 20 процентов. Все это делает жизнь в столице такой дорогой.
К ЗЕМЛЕ!
В общем, получается: еще год-два, и Москву ждет транспортный коллапс? Столичная земля стоит дорого. Застройщики торговых центров и офисов на основных трассах часто просто игнорировали закон о создании мест под парковки. В итоге машины бросают на обочинах, проезжая часть сужается. Достаточно посмотреть, что творится на Садовом кольце, Кузнецком мосту или Охотном ряду.
Сейчас власти эти проблемы решают. Предлагают строить перехватывающие парковки, премировать граждан, пересевших на микролитражки. Есть и другие способы. Нигде в мире перевалочные базы не находятся на территории города. У нас терминалы в пяти - семи километрах от Кремля. Отсюда бесконечные вереницы фур, пробки, аварии. Сейчас инвесторы, особенно западные, начинают уходить за МКАД, строят там базы.
Парадокс, но тянутся из столицы и москвичи, измученные не только квартирным, но и транспортным вопросом.
- Два года назад меня все в Москве достало, - признается бывший москвич, а ныне успешный фермер из мордовской глубинки Алексей Нефедов. - Понял, что так дальше жить нельзя. Продал свою "двушку" и купил в деревне дом и развалившуюся ферму. Недавно отстроил ее заново и теперь развожу свиней. И счастлив!