ЧТО КОМУ ДОСТАНЕТСЯ ПОСЛЕ 7 МАЯ

Назначенная на 7 мая инаугурация Дмитрия Медведева и переход Владимира Путина на премьерскую должность неизбежно повлекут за собой кадровые перестановки.

Проанализировав информацию, полученную из разных источников, "Труд" воссоздал наиболее вероятную картину грядущих перемещений. Первое и неизбежное событие - уход Виктора Зубкова с премьерского поста. По нашим данным, он может занять место секретаря Союза России и Белоруссии вместо Павла Бородина. Кроме того, нынешний премьер является одним из главных претендентов на пост председателя совета директоров "Газпрома". Назначение его на обе должности, по мнению источников "Труда", будет означать активизацию интеграционных процессов с Белоруссией. Высокий статус Зубкова в качестве переговорщика позволит Александру Лукашенко обсуждать любые соглашения без ущерба для своего имиджа. А наличие "газового" рычага окажет психологическое давление на белорусского лидера. Правда, на место главы "Газ-прома", по сведениям некоторых источников, претендует и глава МЭРТ Эльвира Набиуллина.
Поскольку реестр кандидатов закроется только 8 мая, в списке претендентов могут произойти любые изменения.
Администрация президента (АП), которую Дмитрий Медведев обещал формировать совместно с Владимиром Путиным, по нашим данным, претерпит достаточно существенные изменения. Прежде всего это касается управления делами. Скорее всего, оно будет разделено на две структуры - секретариат и хозяйственное управление. Эти изменения сильно сократят его административный вес, что уменьшит влияние ныне сверхмогущественной структуры. При этом нынешний глава управделами Владимир Кожин свой пост, возможно, покинет.
Как минимум до конца года сохранят свои нынешние должности глава администрации, руководитель предвыборного штаба избранного президента Сергей Собянин и его заместитель, главный идеолог "суверенной демократии", куратор Госдумы и "Единой России" Владислав Сурков. Сменит работу другой замглавы АП - Игорь Сечин. Он может стать министром промышленности и энергетики вместо Виктора Христенко. Заняв эту должность, он, вероятнее всего, сохранит за собой место председателя совета директоров нефтяной компании "Роснефть". Нужно отметить, что ряд источников называют еще одним возможным вариантом трудоустройства Игоря Сечина должность руководителя аппарата правительства, которую сейчас занимает вице-премьер Сергей Нарышкин. Правда, Минпромэнерго с учетом "нефтяного" статуса Сечина (напомним, что под контроль "Роснефти" перешли активы разгромленного "ЮКОСа") представляется наиболее вероятным назначением.
Туманной выглядит судьба главного кремлевского кадровика Виктора Иванова: спектр кремлевских слухов максимально широк, однако, скорее всего, свой пост в АП он также покинет.
Только заменой премьера кадровые изменения не ограничатся. Другим отставником, но уже в правительстве, называют министра культуры и массовых коммуникаций Александра Соколова. Большое количество претензий со стороны различных политических группировок делает его одним из наиболее вероятных кандидатов на замену, причем сменщиком может стать или знаменитый режиссер Никита Михалков, или прославленный певец, депутат Госдумы Иосиф Кобзон.
Определенно появится еще один министерский портфель - будет разделено Министерство здравоохранения и социального развития. Тем не менее кто займет места руководителей этих ведомств и в каком министерстве останется Татьяна Голикова, пока не решено. Хотя весь последний год главным претендентом на пост главного по социалке эксперты называли председателя думского комитета по труду Андрея Исаева - одного из лидеров так называемого левого крыла "Единой России".
Кроме него перейти из законодательной в исполнительную власть могут правые единороссы: глава комитета Госдумы по гражданскому, уголовному и административному законодательству Павел Крашенинников и руководитель комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин. В качестве новых мест их работы называются Минюст (Крашенинников уже возглавлял его в 1990-е годы) и Генпрокуратура.
КТО ЕСТЬ КТО
Сергей Собянин
Родился 21 июня 1958 года в поселке Няксимволь Тюменской области. С 1996 года - председатель Думы Ханты-Мансийского округа. В 2001 году избран губернатором Тюменской области. 14 ноября 2005 года назначен руководителем администрации президента.
Владислав Сурков
Родился 21 сентября 1964 года в селе Солнцево Липецкой области. С 1987 по 1996 год работал под руководством Михаила Ходорковского в банке "Менатеп". В администрацию президента пришел в 1999 году. Курирует партийные проекты АП: считается одним из создателей движения "Наши", партий "Единая Россия" и "Гражданская сила".
Игорь Сечин
Родился 7 сентября 1960 года в Ленинграде. После окончания университета по линии КГБ работал в Мозамбике, Анголе. Знаком с Владимиром Путиным с 1990 года. Заместителем главы АП стал сразу же после его избрания президентом. Курирует экономические вопросы. Считается лидером группы силовиков в путинском окружении.
Виктор Иванов
Родился 12 мая 1950 года в Новгороде. В 1987-1988 годах служил в Афганистане. С конца 70-х до середины 90-х работал в спецслужбах. В администрацию президента пришел вместе с Путиным. Один из авторов закона "О гражданстве" 2001 года, ужесточившего условия получения гражданства. Председатель совета директоров "Аэрофлота".
Александр Соколов
Родился 8 августа 1949 года в Ленинграде. Перед тем как стать министром в правительстве Фрадкова, много лет руководил Московской консерваторией. На выборах в Думу возглавлял московский список партии "Справедливая Россия".
Татьяна Голикова
Родилась 9 февраля 1966 года в городе Мытищи. С середины 90-х работает в системе Минфина. С 2002 года - первый замминистра финансов. Одна из авторов закона "О монетизации льгот". Министром назначена 24 сентября 2007 года.
Владимир Плигин
Родился 19 мая 1960 года в селе Игнатово Вологодской области. Получил известность как адвокат бывшего мэра Санкт-Петербурга Анатолия Собчака. Избран в парламент по спискам "Единой России".
Павел Крашенинников
Родился 21 июня 1964 года в городе Полевой Свердловской области. Более десяти лет преподавал в Свердловском юридическом институте, который и закончил. Перешел в Министерство юстиции. Дослужился до министра. В 1999 году избран депутатом Госдумы по списку партии "Союз правых сил". Перешел в "Единую Россию".
силовики
ПЕРВЫЕ ОТСТАВКИ
На прошедшей неделе стало известно еще о двух громких отставках - в Министерстве внутренних дел и Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки.
Кадровую революцию в МВД ожидали только в мае, поэтому указ президента Владимира Путина об отставке первого замминистра МВД генерал-полковника милиции Александра Чекалина стал для всех полной неожиданностью. Он считался классическим милиционером-работягой. Без малого за 40 лет он прошел путь от рядового инспектора ГАИ до первого замминистра МВД. Успел при этом побывать главой Службы общественной безопасности МВД (сейчас это департамент общественной безопасности) и Федеральной миграционной службы. Чекалин также прославился рядом жестких инициатив. Например, он предлагал пожизненно лишать пьяных водителей прав и даже автомобилей. В качестве нового места работы Чекалина называют Совбез, ФМС и Совет Федераций, но все это пока лишь на уровне слухов.
Его преемник Михаил Суходольский всего за 15 лет сделал головокружительную карьеру. В 1990 году он был еще обычным оперативником Перовского ОВД Москвы, затем возглавил отдел ГУБЭП МВД, в 2000 году стал начальником ЛОВД аэропорта "Шереметьево", после чего был назначен главой Вневедомственной охраны МВД РФ. В 2005 году уже в звании генерал-лейтенанта был назначен на должность замминистра МВД и курировал тыловые подразделения.
Заметным событием последних дней марта стала и отставка Виктора Болотова - главы Рособрнадзора, который известен как главный идеолог единого госэкзамена в России. В окружении Болотова увольнение связывают с участившимися в последнее время прокурорскими проверками ведомства. Так, в феврале 2007 года Генпрокуратура обвинила руководство Рособрнадзора в подделке дипломов гособразца, нецелевом расходовании бюджетных средств и создании лжевузов, выпускники которых устраиваются на работу с фальшивыми дипломами. По данным "Труда", основным претендентом на пост главы Рособрнадзора считается статс-секретарь Минздравсоцразвития Любовь Глебова.
конфликт
БАЛУЕВСКИЙ ОСТАЛСЯ НА ПОСТУ
Вчера Министерство обороны РФ официально опровергло слухи о возможной отставке начальника Генштаба Юрия Балуевского якобы в знак несогласия с действиями министра обороны Анатолия Сердюкова, в частности, с директивой министра о замене военного персонала ряда тыловых служб на гражданский. Утверждения СМИ о том, что генерал и ряд его заместителей будто бы уже написали соответствующие рапорта, в сообщении Управления информации и общественных связей МО "Труду" назвали "крайне безответственными". В министерской пресс-службе настаивают на том, что генерал Балуевский находился в плановом отпуске и складывать с себя полномочия не собирался. Любопытно, что Министерство обороны выступило со своими разъяснениями только спустя три дня после того, как в прессе появились сообщения о предполагаемой отставке. "Создается впечатление, что конфликт действительно был, но его удалось как-то уладить", - считает независимый военный эксперт Павел Фельгенгауэр. Сам Балуевский от комментариев воздерживается.
МНЕНИЯ ПОЛИТОЛОГОВ
Михаил Виноградов, гендиректор Центра политической конъюнктуры России:
- Едва ли в первое время Дмитрий Медведев станет принимать единоличные кадровые решения. Думаю, он будет так или иначе советоваться с Владимиром Путиным как со своим наставником и как с сильным политиком. При назначениях обязательно будут учитываться не только личная близость к президенту Медведеву, но и то, является ли человек выдвиженцем Путина. Например, помощником Медведева когда-то был Евгений Школов, который с января этого года назначен заместителем министра внутренних дел (Школов - один из тех, кому пророчат кресло главы МВД. - "Труд"). Очевидно, что по этому принципу будет намечена и определенная дифференциация кадров - насколько человек лоялен к Путину и Медведеву. К тому же вполне вероятно, что во власти окажется немало людей с так называемым юридическим складом мышления и с юридическим образованием, - словом, подобных самому Медведеву.
Валерий Хомяков, гендиректор Совета по национальной стратегии:
- Думаю, что саму путинскую систему расстановки кадров Медведев оставит, но произведет некоторые персональные замены. В первую очередь они коснутся глав регионов, потому что жизнь показывает, что от губернатора зависит очень многое. Если губернатор нормальный, то и жизнь налаживается. А есть прямо-таки невезучие регионы, например, Рязанская область, Смоленская, Воронежская... Многие губернаторы сидят настолько давно, что уже и смотреть стыдно. Так и хочется сказать: а не засиделись ли вы, друзья? Если руководитель, даже талантливый, сидит на своем месте двадцать лет, то он постепенно из локомотива становится тормозом. Возможно, хотя и не в ближайшее время, Медведев восстановит выборность глав исполнительной власти регионов. Но эту систему надо демонтировать осторожно, и Медведев это понимает. Думаю, что изменения могут коснуться и Совета Федерации, потому что сейчас там сидят бывшие губернаторы и лоббисты.
Дмитрий Орешкин, политолог, руководитель группы "Меркатор":
- Само понятие преемственности подразумевает, что путинская система сдержек и противовесов сохранится. Медведев, судя по всему, намерен сохранить так называемый феномен путинского консенсуса элит. Суть его в том, что различные элитные группы (региональные, силовые, медийные и т.д.) готовы поступиться частью своих интересов ради сохранения общего баланса, стабильности. Гарантом этой стабильности сейчас выступает Путин, скоро будет выступать Медведев. Хотя если Медведев намерен исполнять то, о чем он говорил (развивать малый бизнес, бороться с коррупцией и т.д.), то ему придется ущемить интересы элитных групп - номенклатуры, чиновников, силовиков. Так, если развивать малый бизнес, то это затронет интересы номенклатурного класса, который не сможет брать откаты. Борьба с коррупцией всколыхнет чиновников и силовиков, которые этим кормятся. Медведеву придется постоянно поддерживать некий баланс сил. Сильно что-то изменить у него вряд ли получится - у Медведева для этого слишком узкий коридор возможностей, выстроенный элитными группами.