03 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76


ОТАР ИОСЕЛИАНИ: "ВОТ И СГОДИЛАСЬ МОЯ МАКУЛАТУРА"

Заозерская Анжелика
Статья «ОТАР ИОСЕЛИАНИ: "ВОТ И СГОДИЛАСЬ МОЯ МАКУЛАТУРА"»
из номера 055 за 28 Марта 2008г.
Опубликовано 01:01 28 Марта 2008г.
В столичной галерее "Дом Нащокина" открылась выставка рисунков, эскизов и фотографий знаменитого кинорежиссера Отара Иоселиани. В интервью "Труду" мастер рассказал о том, как он рисует свои игровые фильмы.

- Отар Давидович, вы решились показать, так сказать, живописные черновики своих знаменитых фильмов "Листопад", "Охота на бабочек", "Пастораль", "Фавориты луны". Не боитесь пускать зрителя в свою творческую мастерскую?
- Мастерская - это уж слишком пафосно сказано, а вот кухня, на которой я готовлю блюда, то есть фильмы, - в самый раз. Но мне бы никогда не пришло в голову выставить свои рисунки к фильмам - наброски декораций, эскизы костюмов и т.д. Это идея галереи. За многие годы у меня скопилась масса материалов, свидетельствующих о том, как задумывались фильмы, а потом воплощались. Я с ними уже начал походить на Плюшкина. Когда "Дом Нащокина" предложил организовать выставку, я подумал: "Если всю эту макулатуру я почему-то еще не выбросил, значит, она для чего-то пригодится". И вот доверил всю свою кухонную утварь галерее.
- С чего же начинается приготовление ваших экзотических блюд?
- Я рисую каждый свой фильм от первого кадра до последнего. Более того, прорисовываю весь подготовительный процесс - расстановку камер, передвижения актеров по съемочной площадке. Не записываю словами в блокнот, а, как неграмотный, все расписываю штрихами, знаками, силуэтами.
- Говорят, что таким детальным методом снимают свои фильмы японские режиссеры.
- Японцы каждый свой фильм просчитывают, а я нет. С помощью эскизов делаю только проект фильма, которому стараюсь быть верным. Вот на этой выставке представлены рабочие материалы к 10 фильмам.
- Польский режиссер Анджей Вайда, который недавно приезжал в Москву, рассказывал, что между психологией живописца и психологией режиссера есть принципиальная разница (как известно, в молодости Вайда учился в Академии художеств). Если художник довольствуется своим обществом, находя его самым интересным, то режиссер рассказывает истории других людей, забывая при этом о себе, любимом. Вы с ним согласны?
- Да, но немножко в ином смысле: мне необходим другой человек в качестве зрителя, слушателя, адресата. Вы можете себе представить Моцарта, который бы сочинял, сочинял, сочинял, а его музыку никто бы не слушал? Каждый художник стремится к тому, чтобы его работы кому-то понравились. Если он лишен возможности выставляться, то очень страдает. Для всех творцов важно получить отклик, а если этого эха нет, человек очень скоро замолкает. И в этом смысле нет разницы между психологией живописца, режиссера, музыканта, актера...
- А ваш зритель умный, взыскательный? Или, может быть, наивный, неискушенный?
- Мой зритель в принципе такой же, как я сам. Не хочу делать реверансов тем, кто в своем простодушии не читает книг, не разбирается в живописи, не слушает классическую музыку. По-моему, невозможно себе представить, что на мой фильм придут торговцы с Тишинского рынка. Пусть меня обвинят в снобизме, но мне кажется, что необразованный человек не способен понять смысл и красоту даже таких простых, на первый взгляд, стихов Пушкина, как вступление к поэме "Руслан и Людмила": "У Лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том".
- Вы, наверное, очень любите стихи. Сами названия ваших фильмов напоминают названия поэтических сборников: "Сады осенью", "Листопад", "Акварель", "Истина в вине".
- У меня два любимых поэта - Гомер и Артюр Рембо. Оба не относились к поэзии как к ремеслу, а писали только тогда, когда хотели. Когда Рембо почувствовал, что утратил вдохновение, сразу же бросил перо и стал торговцем кофе и пряностями.
- У Артюра Рембо есть строки: "Каждый молод, молод, молод,/ В животе чертовский голод,/ Так идите же за мной, за моей спиной". Вы согласны с тем, что настоящий художник не должен быть сытым?
- Сытым не должен, но и голод-ным тоже нет. Главное - это ощущать себя свободным, предоставленным себе. Поселившись в Париже, я обрел творческую свободу и очень дорожу ею.
- Кого из российских друзей вы пригласили на открытие своей выставки?
- Я сообщил о ней Андрею Битову, Володе Войновичу, журналисту Юрию Росту, актрисе Алле Демидовой, нескольким известным музыкантам.
- Над каким новым фильмом сейчас работаете?
- Дописываю сценарий, пересказать который очень сложно. Фильм будет называться "Дилетанты". Если есть название, значит, уже есть половина фильма. Но я вкладываю свой смысл в понятие "дилетант". Это не тот, кто берется делать кувшин, хотя не умеет, а тот, кто живет, как хочет. Антипод дилетанта - профессионал - скован правилами. А я сам себе устанавливаю правила - выходит, я тоже дилетант.
ДОСЬЕ "ТРУДА"
Отар Иоселиани, режиссер
Родился: 2 февраля 1934 года в Тбилиси.
Образование: механико-математический факультет Московского университета. В 1965-м окончил режиссерский факультет ВГИКа (мастерская А. Довженко).
Звания: народный артист Грузии (1984), кавалер ордена Почетного легиона (2006, Франция).
Оригинальный стиль режиссера ярко проявился в его первой полнометражной картине "Листопад" (1966). В 1971 году вышел фильм "Жил певчий дрозд", а в 1976 году режиссер поставил "Пастораль". С начала 1980-х годов Иоселиани работает во Франции. В 1984-м поставил фильм "Фавориты луны", удостоенный на Венецианском кинофестивале Специального приза жюри. Снял ленты "И стал свет" (1989), "Разбойники. Глава седьмая" (1996). В 1999 году вышел фильм Отара Давидовича "Прощай, дом родной", в котором он также сыграл одну из главных ролей. Самая новая киноработа режиссера - лента "Сады осенью" (2006). В ряде фильмов Иоселиани участвует его дочь Нана, актриса.


Loading...








В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников