17 октября 2017г.
МОСКВА 
11...13°C
ПРОБКИ
0
БАЛЛОВ
КУРСЫ   $ 57.09   € 67.30
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ОТАР ИОСЕЛИАНИ: "ВОТ И СГОДИЛАСЬ МОЯ МАКУЛАТУРА"

Заозерская Анжелика
Статья «ОТАР ИОСЕЛИАНИ: "ВОТ И СГОДИЛАСЬ МОЯ МАКУЛАТУРА"»
из номера 055 за 28 Марта 2008г.
Опубликовано 01:01 28 Марта 2008г.
В столичной галерее "Дом Нащокина" открылась выставка рисунков, эскизов и фотографий знаменитого кинорежиссера Отара Иоселиани. В интервью "Труду" мастер рассказал о том, как он рисует свои игровые фильмы.

- Отар Давидович, вы решились показать, так сказать, живописные черновики своих знаменитых фильмов "Листопад", "Охота на бабочек", "Пастораль", "Фавориты луны". Не боитесь пускать зрителя в свою творческую мастерскую?
- Мастерская - это уж слишком пафосно сказано, а вот кухня, на которой я готовлю блюда, то есть фильмы, - в самый раз. Но мне бы никогда не пришло в голову выставить свои рисунки к фильмам - наброски декораций, эскизы костюмов и т.д. Это идея галереи. За многие годы у меня скопилась масса материалов, свидетельствующих о том, как задумывались фильмы, а потом воплощались. Я с ними уже начал походить на Плюшкина. Когда "Дом Нащокина" предложил организовать выставку, я подумал: "Если всю эту макулатуру я почему-то еще не выбросил, значит, она для чего-то пригодится". И вот доверил всю свою кухонную утварь галерее.
- С чего же начинается приготовление ваших экзотических блюд?
- Я рисую каждый свой фильм от первого кадра до последнего. Более того, прорисовываю весь подготовительный процесс - расстановку камер, передвижения актеров по съемочной площадке. Не записываю словами в блокнот, а, как неграмотный, все расписываю штрихами, знаками, силуэтами.
- Говорят, что таким детальным методом снимают свои фильмы японские режиссеры.
- Японцы каждый свой фильм просчитывают, а я нет. С помощью эскизов делаю только проект фильма, которому стараюсь быть верным. Вот на этой выставке представлены рабочие материалы к 10 фильмам.
- Польский режиссер Анджей Вайда, который недавно приезжал в Москву, рассказывал, что между психологией живописца и психологией режиссера есть принципиальная разница (как известно, в молодости Вайда учился в Академии художеств). Если художник довольствуется своим обществом, находя его самым интересным, то режиссер рассказывает истории других людей, забывая при этом о себе, любимом. Вы с ним согласны?
- Да, но немножко в ином смысле: мне необходим другой человек в качестве зрителя, слушателя, адресата. Вы можете себе представить Моцарта, который бы сочинял, сочинял, сочинял, а его музыку никто бы не слушал? Каждый художник стремится к тому, чтобы его работы кому-то понравились. Если он лишен возможности выставляться, то очень страдает. Для всех творцов важно получить отклик, а если этого эха нет, человек очень скоро замолкает. И в этом смысле нет разницы между психологией живописца, режиссера, музыканта, актера...
- А ваш зритель умный, взыскательный? Или, может быть, наивный, неискушенный?
- Мой зритель в принципе такой же, как я сам. Не хочу делать реверансов тем, кто в своем простодушии не читает книг, не разбирается в живописи, не слушает классическую музыку. По-моему, невозможно себе представить, что на мой фильм придут торговцы с Тишинского рынка. Пусть меня обвинят в снобизме, но мне кажется, что необразованный человек не способен понять смысл и красоту даже таких простых, на первый взгляд, стихов Пушкина, как вступление к поэме "Руслан и Людмила": "У Лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том".
- Вы, наверное, очень любите стихи. Сами названия ваших фильмов напоминают названия поэтических сборников: "Сады осенью", "Листопад", "Акварель", "Истина в вине".
- У меня два любимых поэта - Гомер и Артюр Рембо. Оба не относились к поэзии как к ремеслу, а писали только тогда, когда хотели. Когда Рембо почувствовал, что утратил вдохновение, сразу же бросил перо и стал торговцем кофе и пряностями.
- У Артюра Рембо есть строки: "Каждый молод, молод, молод,/ В животе чертовский голод,/ Так идите же за мной, за моей спиной". Вы согласны с тем, что настоящий художник не должен быть сытым?
- Сытым не должен, но и голод-ным тоже нет. Главное - это ощущать себя свободным, предоставленным себе. Поселившись в Париже, я обрел творческую свободу и очень дорожу ею.
- Кого из российских друзей вы пригласили на открытие своей выставки?
- Я сообщил о ней Андрею Битову, Володе Войновичу, журналисту Юрию Росту, актрисе Алле Демидовой, нескольким известным музыкантам.
- Над каким новым фильмом сейчас работаете?
- Дописываю сценарий, пересказать который очень сложно. Фильм будет называться "Дилетанты". Если есть название, значит, уже есть половина фильма. Но я вкладываю свой смысл в понятие "дилетант". Это не тот, кто берется делать кувшин, хотя не умеет, а тот, кто живет, как хочет. Антипод дилетанта - профессионал - скован правилами. А я сам себе устанавливаю правила - выходит, я тоже дилетант.
ДОСЬЕ "ТРУДА"
Отар Иоселиани, режиссер
Родился: 2 февраля 1934 года в Тбилиси.
Образование: механико-математический факультет Московского университета. В 1965-м окончил режиссерский факультет ВГИКа (мастерская А. Довженко).
Звания: народный артист Грузии (1984), кавалер ордена Почетного легиона (2006, Франция).
Оригинальный стиль режиссера ярко проявился в его первой полнометражной картине "Листопад" (1966). В 1971 году вышел фильм "Жил певчий дрозд", а в 1976 году режиссер поставил "Пастораль". С начала 1980-х годов Иоселиани работает во Франции. В 1984-м поставил фильм "Фавориты луны", удостоенный на Венецианском кинофестивале Специального приза жюри. Снял ленты "И стал свет" (1989), "Разбойники. Глава седьмая" (1996). В 1999 году вышел фильм Отара Давидовича "Прощай, дом родной", в котором он также сыграл одну из главных ролей. Самая новая киноработа режиссера - лента "Сады осенью" (2006). В ряде фильмов Иоселиани участвует его дочь Нана, актриса.


Loading...

Почему лидер Каталонии отложил провозглашение независимости от Испании?
ЭКСТРЕННЫЙ СБОР НА ПРОТИВОРЕЦЕДИВНОЕ ЛЕЧЕНИЕ НЕЙРОБЛАСТОМЫ IV СТЕПЕНИ, ВЫСОКОЙ ГРУППЫ РИСКА!!! Мишаева Ксюша, 2.5г.