«Куда? Стоять!»: перед крушением «Боинга» пилоты успели поссориться и испугаться

СМИ выяснили, что летчики FlyDubai вынуждены месяцами работать на износ, из-за перегрузок и невозможности нормально отдохнуть они порой засыпают за штурвалом

Специалисты по расследованию катастрофы самолета Boeing 737-800 компании Flydubai, разбившегося 19 марта в аэропорту Ростова-на-Дону, расшифровали записи «черных ящиков». Их содержимое включало в себя в том числе и переговоры пилотов. В результате на первое место вышла версия о том, что лайнер погубила ошибка летчиков, сопряженная к тому же с конфликтом членов экипажа.

Один из пилотов, как рассказали изданию «Коммерсантъ» близкие к расследованию источники, пытался поднять самолет после неудачного захода на посадку, и вероятно, чересчур высоко задрал нос машины, что повлекло за собой потерю скорости. Лайнер начал валиться вниз. Другой летчик пытался вразумить коллегу и повлиять на ситуацию; в итоге между напарниками возник конфликт, и драгоценное время для исправления ошибки оказалось упущено.

«В последние секунды лишь кричали от ужаса и отчаяния»

По мнению специалистов, сценарий катастрофы FZ981 близок к сюжету нештатной ситуации, возникшей в ноябре 2013 года на борту «Боинга 737-500» авиакомпании «Татарстан». Тогда, пытаясь посадить самолет в сложных метеоусловиях в аэропорту Казани, экипаж вывел машину на закритические углы атаки, так же доведя дело до потери скорости, и «уронил» из-за рассогласованности действий пилотов.

В Ростове метеоусловия тоже были предельно непростыми: шквалистый ветер, то и дело меняющий направление, заставил летчиков заходить на посадку дважды. Оба захода совершались в автоматическом режиме. К тому же, эксперты выяснили, что так называемый автомат тяги Boeing, обеспечивающий движение самолета по заданной траектории подъема или снижения в режиме автопилота, работал плохо. В результате на новый круг было решено идти в ручном режиме.

Однако, как полагают специалисты, пилоты не учли специфику перехода «Боинга» из режима посадки в режим набора высоты. Если бы самолетом управлял автопилот, бортовой компьютер плавно поменял бы положение всех рулей; вручную же один из летчиков инстинктивно потянул штурвал на себя, поставив и руль, и хвостовой стабилизатор в положение набора высоты. Закрылки в это время были убраны, и «Боинг» вместо того, чтобы плавно начать набирать высоту, в режиме истребителя устремился вверх.

По неким причинам – возможно, из-за физической усталости, - летчики этого самопроизвольного маневра машины не распознали. После этого скорость лайнера начала резко падать; один из пилотов попытался решить проблему тем, что, продолжая набирать высоту, увеличил режим работы двигателей до взлетного. Его коллега, однако, решил, что в текущей ситуации надо прежде всего опустить нос лайнера.

Он толкнул штурвал от себя, одновременно крича напарнику: «Стой! Куда? Стоять!». В результате в бортовой компьютер начали поступать импульсы от всех манипуляций, совершаемых пилотами, что вызывало рассогласование команд. Когда экипаж почувствовал отрицательные перегрузки, было уже поздно: самолет с 55 пассажирами на борту накренился и на скорости в 325 км/час понесся к земле.

В последние секунды, остававшиеся до столкновения, по выражению источников «Коммерсанта», оба пилота лишь кричали от ужаса и отчаяния.

«Из-за переутомления мы заснули, а самолет остался без управления»

Описание трагической ситуации в кабине «Боинга», однако, останется неполным без обрисовывания всей картины условий, в которых приходится работать пилотам авиакомпании Flydubai. Журналисты RT провели по этому поводу собственное расследование, выяснив, что летчики компании вынуждены месяцами работать на износ из-за неправильно выстроенных графиков и большого количества полетов.

Сразу несколько сотрудников авиакомпании рассказали представителям телеканала на условиях анонимности, что такое положение дел, когда времени на отдых у летчиков остается самый минимум, поскольку из 11 дней, например, 10 являются рабочими, - раз за разом провоцирует опасные прецеденты. Один из летчиков, к примеру, признался, что однажды во время рейса заснул прямо в кабине на пару со вторым пилотом. В итоге лайнер 8 минут оставался без управления.

«Мы набирали высоту и пересекли отметку в 8 километров. Это последнее, что я помню, - рассказал летчик. – Когда я открыл глаза, мы уже несколько минут летели на высоте 11 километров. Поначалу мне было стыдно, и я попытался сделать вид, будто ничего не произошло. Но потом я решил извиниться перед вторым пилотом и повернулся к нему, а он спал глубоким сном».

В распоряжении журналистов также оказались внутренние документы Flydubai, свидетельствующие о серьезных проблемах с безопасностью полетов. В результате Ространснадзор обязал руководство всех российских аэропортов организовать повышенный контроль за экипажами Flydubai. Заодно будет усилено и внимание к другим лоукостерам.