04 декабря 2016г.
МОСКВА 
-10...-12°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

СИНАЙ - ЗЕМЛЯ СВЯТАЯ

Беляков Владимир
Опубликовано 01:01 28 Апреля 2000г.
Православный монастырь св. Екатерины затерялся в скалистых горах Южного Синая. Построен он был еще в VI веке, при византийском императоре Юстиниане. Эта обитель - страж христианских святынь. В ее стенах растет Неоплимая купина, в пламени которой Господь впервые явился пророку Моисею. А рядом - гора Синай, где Моисей получил от Господа каменные скрижали завета.

"Издавна местами поклонения русских богомольцев служили Афон, Синай и святые места Палестины, - писал в 1885 году известный русский путешественник Александр Елисеев. - Афон был наиболее посещаемым местом по причине своей сравнительной близости; Синай, отдаленный от всего остального мира дикими пустынями, по одному своему географическому положению не мог служить излюбленным местом паломника". И все же русские люди периодически приходили в синайскую обитель.
Первое дошедшее до нас упоминание о посещении монастыря св. Екатерины русским человеком относится к 1400 году. Им был смоленский архимандрит Грефений. Но, вероятно, наши соотечественники бывали там и раньше. По крайней мере тот же Елисеев писал, что "русский паломник появился у святых мест Востока еще тогда, когда, быть может, свет христианства не пролился на всю семью русских славян".
В 1582 году царь Иван Грозный "послал пять сот рублев в Синайскую гору на сооружение церкви великомученицы Екатерины, где лежало тело ея по преставлении на горе ангелы хранимо", - писал один из участников царского посольства, московский купец Трифон Коробейников. Согласно преданию тело Екатерины, убежденной христианки, погибшей от рук язычников в Александрии в конце III века, было перенесено ангелами на самую высокую гору Синая. Там его вскоре после строительства монастыря и нашли монахи. Мощи святой перенесли в монастырскую церковь, где часть их - чело и кисть - хранится по сей день. Остальное забрали в средние века в Европу крестоносцы. Церковь на горе св. Екатерины была заложена в присутствии Коробейникова. Она и сейчас стоит там.
Позднее русские цари подарили монастырю две серебряные раки для мощей святой. Много там и иных вкладов россиян. Все девять колоколов монастырской церкви - русской работы (сам проверял). Большая икона св. Екатерины в притворе церкви - подарок императрицы Екатерины Великой. А еще - десятки русских икон, старопечатных книг, церковная утварь. Монастырь имел владения-метохии в Киеве и Тифлисе.
До середины XIX века паломничество на Синай было настоящим подвигом за веру. Многие трудности поджидали богомольцев на их долгом пути. Открытие в 1858 году пароходной линии, связавшей Одессу с египетской Александрией и палестинской Яффой, стало решающим событием для богомольцев. "Число русских паломников, проходящих через Александрию, с каждым годом увеличивается, - писал в отчете за 1881 год генеральный консул России в Египте И. А. Лекс, - но они большей частию едут в Иерусалим, на Синай же направляются весьма мало: в 1880 году было 87 человек, а в 1881 году - 60".
Впрочем, консул Лекс не учел одно обстоятельство: многие русские паломники направлялись на Синай не через Александрию, а из Палестины. Километрах в 80 на северо-восток от монастыря, в долине Вади Хадра, на старом караванном пути, есть скала, на которой со времен фараонов оставляли свои послания путники. Рассматривая их, я обнаружил русскую надпись: "Ну пути к св. Екатерине". "Большинство русских приезжает в монастырь из Иерусалима в Рождество или на Пасху", - писал в 1916 году египетский исследователь Синая Наум Шукейр. По его словам, в среднем число их составляло двести человек в год. Вскоре, однако, традиция эта прервалась. И дело тут не только в большевиках. Египет, находившийся в зависимости от Англии, не признал Советскую Россию. Морское сообщение между двумя странами прервалось.
В последнее десятилетие традиция паломничества на Синай стала восстанавливаться. Когда число россиян, посещающих монастырь св. Екатерины, стало значительным, его настоятель, глава Синайской православной церкви архиепископ Демьянос, попросил меня перевести на русский язык небольшой путеводитель по святым местам Синая. В награду он подарил мне старую литографию, напечатанную на папирусе. "Изображение св. Екатерины Синайской и монастыря св. Великомученицы Екатерины, - гласила надпись внизу. И далее: - Дозв. Моск. Духовн. Ценз. 14 Сент. 1872 г. Лит. Л. Орлова в Москве". Русский художник-богомолец изобразил монастырь, обе стоящие рядом с ним горы - Моисея и св. Екатерины и три просторные палатки - прибежища русских паломников, которые, преодолевая лишения, пробирались через суровую синайскую пустыню, чтобы на всю жизнь получить от святых мест заряд духовной силы и благочестия.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников