ГАЗ ДЛЯ КАЖДОГО ИЗ НАС

2. СОВЕТСКИЙ СИНДРОМ: НЕ ПЛАТЯТ НИ БЕДНЫЕ, НИ БОГАТЫЕ
Надо сказать, что ситуация в

2. СОВЕТСКИЙ СИНДРОМ: НЕ ПЛАТЯТ НИ БЕДНЫЕ, НИ БОГАТЫЕ
Надо сказать, что ситуация в топливно-энергетическом комплексе России сегодня действительно не из лучших. Причем газовая отрасль находится в наиболее сложном положении.
Все мы знаем (привыкли знать) о том, что наша страна обладает огромными, уникальными природными газовыми "кладовыми". Которых и нам хватит, и еще внукам-правнукам останется. И действительно, сегодня у одного лишь Газпрома имеется доказанных запасов газа около 30 триллионов кубометров. В пересчете на нынешнее "внутреннее" потребление (без экспорта) - примерно на сотню лет. Но уникальный Уренгой почти выработан, а равноценной замены ему пока нет. В перспективе, конечно, можно рассчитывать на открытие новых месторождений. По словам Рема Вяхирева, одна лишь Западная Сибирь разведана "меньше чем наполовину". Большие надежды специалисты возлагают на территорию, прилегающую к Каспию, - руководство Газпрома считает этот регион по запасам газа сравнимым с Тюменской областью. Ожидаются "приличные результаты" от разведки на шельфе арктических морей...
Но все это - лишь "перспективные разговоры", а на деле за последние пять лет в России добывалось больше газа, чем прирастало его запасов. "По существу, идет проедание запасов, - сказал по этому поводу Владимир Путин. - И такое положение просто опасно. Цивилизованный мир делает прямо наоборот: разведка запасов опережает темпы текущей добычи".
Российский Газпром трудно назвать "нецивилизованным". Но сегодня он не только "проедает запасы". Дело хуже: он уже вынужден снижать общую добычу "голубого топлива" из-за того, что какие-то старые скважины вырабатывают свой ресурс (падает давление и как следствие объем добычи), а обустройство новых месторождений запаздывает.
Думаю, вы уже догадались почему - у Газпрома недостает денег. У самой богатой российской компании - одних налогов, по данным главы МНС Александра Починка, она платит 10 - 12 миллиардов рублей ежемесячно (а РАО "ЕЭС", между прочим, в нынешнем марте заплатило всего 800 млн. руб.) - остро не хватает денег. Кстати, средства на уплату налогов Газпром берет почти исключительно из экспортной выручки. Оттуда же - зарплата газовикам. И закупка оборудования - из того же, "экспортного", кармана. И строительство плюс ремонт магистральных газопроводов - оттуда же. И многое другое.
Не подумайте, что деньги на обустройство новых месторождений, на бурение новых скважин выделяются в последнюю очередь - мол, потому их и не хватает. Это не так - не хватает на все: сегодня экспортными деньгами затыкают одну прореху, и тут же появляется другая, третья... Были моменты, когда буровики Ямала - по сути дела, "кормильцы" всей страны - по три-четыре месяца сидели без зарплаты.
Вы спросите: а что же "внутренние" потребители? В ответ процитирую выдернутый наугад из стопки пресс-релиз, датированный... ну, скажем, декабрем 1998 года:
"Общая задолженность РАО "ЕЭС" перед Газпромом достигла 46 млрд. рублей. В результате инфляции эти средства постоянно теряют в цене. По состоянию на 15 декабря энергетикам отпущено более 88 млрд. кубических метров газа (94 процента запланированного годового объема) на сумму более 27 млрд. рублей. Из них оплачено всего 38 процентов. При этом "живыми деньгами" - 11 процентов..."
Вот такой "крик души". Обратите внимание: общая задолженность РАО "ЕЭС" Газпрому тогда уже достигла почти двухлетних (!) объемов платежей за газ. Точнее, неплатежей. В переводе на тогдашний валютный курс сумма долга в декабре-98 составляла примерно 3 миллиарда долларов. А полугодом раньше те же самые долги составляли вообще сумасшедшую цифру - 9 миллиардов долларов! (Вся нынешняя российская "оборонка" мечтает когда-нибудь зарабатывать на экспорте военной техники вдвое меньше - всего 4,5 миллиарда долларов в год.)
Представьте себе, сколько новых месторождений можно было обустроить на эти деньги, сколько геологов послать в тайгу и тундру на поиски новых уренгоев. Вряд ли российский топливно-энергетический комплекс имел бы теперь нынешние проблемы, которые Анатолий Чубайс недрогнувшим голосом называет следствием "инвестиционных ошибок" руководства Газпрома.
А что сегодня? Вы будете смеяться, но в апреле 2000 года долги РАО "ЕЭС" за полученный и использованный газ тоже примерно равнялись 46 миллиардам рублей: только за первый квартал нынешнего года ведомство Анатолия Чубайса задолжало компании Рема Вяхирева свыше 5 миллиардов рублей. Правда, в долларах "сумма прописью" не так велика, как пару лет назад.
Но эту сумму регулярно пополняют бывшие "братья" по бывшим "союзным республикам". Не платить Газпрому за поставляемый газ стало чуть ли не модой, этаким "признаком государственной независимости и суверенитета". Скажем, Беларусь, которой пригрозили 30-процентным сокращением поставок газа, в последнее время чуть подсократила общий долг, но все еще должна Газпрому 60 миллионов долларов. При этом нужно учесть, что ввиду "особых отношений" России и Беларуси газ ей поставляется по льготной цене (однако Газпрому эту льготу никто не компенсирует). "Хроническими должниками" стали Грузия, Армения, Молдова. Даже самопровозглашенная Приднестровская Молдавская Республика (общий долг за газ превышает 500 миллионов долларов) недавно заявила, что платить не будет, но взамен разрешит России вывезти с ее территории десять эшелонов с российским вооружением.
Еще 260 миллионов долларов за газ, поставленный аж в 1997-1998 годах, должна Югославия. За прошлый и нынешний год она тоже должна, но никто не знает сколько. На российском газе работают 70 процентов всех электростанций Сербии и более половины всех тамошних промышленных предприятий. И когда Газпром попытался отключить неплательщиков от трубы, российское правительство его "поправило", предоставив Югославии отсрочку не только по прежним долгам, но и по расчетам за поставки газа в 1999 - 2000 годах.
И уже притчей во языцех стали украинские неплатежи, которые Газпром оценивает (вместе со штрафными санкциями) в 2,1 миллиарда долларов, а Киев - лишь в 1,5 миллиарда (он штрафов не признает). Украинцы не только не платят. Они еще требуют от Газпрома снижения цены до 40 долларов за тысячу кубометров (в Европу газ идет по 80 долларов), а пока воруют из транзитной трубы до 200 миллионов кубометров газа в месяц. Всего, по оценке Рема Вяхирева, братья-славяне уже украли у Газпрома около 7,1 миллиарда кубометров газа - по мировым ценам это почти 600 миллионов долларов.
Не знаю, насколько подействовал на украинских братьев нынешний краткосрочный визит Владимира Путина, но, судя по тамошней экономической обстановке, деньги на оплату газа они найдут не скоро. Это ведь так удобно: строить "незалежну" и в то же время "рыночную" экономику, усевшись на чужую шею.
Тем более что Газпрому не привыкать, у него таких "седоков" и в России немало. Скажем, недавно наш Госкомстат сообщил радостную весть: в первом квартале нынешнего года рост промышленного производства в целом по России составил 11,9 процента. Всего, по данным статистиков, за квартал в стране произведено продукции, работ и услуг на сумму 1070 миллиардов рублей.
Понятно, что такой скачок потребовал дополнительных энергоресурсов - что немедленно было зафиксировано и службами самого Газпрома, и центральной диспетчерской РАО "ЕЭС". Казалось бы, есть повод для радости - страна "встает на ноги". Причем, поскольку у нас нынче нет ни Госплана, ни Госснаба, значит, вся произведенная продукция нашла своего потребителя: не только произведена, но и продана!
Но Газпром не радуется: промышленный рост родной державы потребовал от него дополнительного газа, но не дал денег: неплатежи остались на том же уровне. Только за первые два месяца нынешнего года суммарная задолженность российских потребителей Газпрому составила 118 миллиардов рублей. Не платят даже предприятия, производящие экспортную продукцию и исправно получающие за нее валюту от зарубежных партнеров.
И примером здесь снова может служить РАО "ЕЭС". В феврале нынешнего года здесь был подготовлен справочный материал об экспортных возможностях компании, в котором сказано буквально следующее: "Единая энергосистема России не задействует в настоящее время около 30 миллионов киловатт мощностей, что создает экспортный потенциал электроэнергии в стране в объеме 100-150 миллиардов киловатт-часов в год... Уже сегодня на западном направлении по существующим линиям электропередачи сверхвысокого напряжения РАО "ЕЭС" может экспортировать до 8 гигаватт мощности. Существуют и новые генерирующие мощности, в достаточной степени обеспеченные топливом..."
Читатель, ты понял, о чем здесь сказано? Поясняю: если за весь прошлый год РАО "ЕЭС" сумело передать и продать за рубеж 14 миллиардов киловатт-часов электроэнергии, то ныне разговор идет о ежегодном экспорте аж 100 - 150 миллиардов киловатт-часов. Для чего, по утверждению Анатолия Чубайса, в России имеется достаточно мощностей, обеспеченных топливом.
Возникает вопрос: коли так, то почему три недели назад Анатолий Борисович пугал страну "веерными отключениями", а неделю назад РАО "ЕЭС" заявило о том, что во втором квартале нынешнего года оно сокращает поставки электроэнергии в целом по России на 4,9 процента? Если экспорт увеличить можно аж в десять раз, то почему же на внутреннее потребление у Чубайса "электронов не хватает"?
Можно понять главу РАО "ЕЭС", которому очень хочется заработать денег для родной компании (а в России стало "доброй традицией" зарабатывание денег почти исключительно на экспорте). Активность Анатолия Чубайса в этом направлении вызывает у других российских бизнесменов здоровую зависть. То он ведет переговоры с главой германской компании VEAG Йоргеном Штольцем - "стороны рассмотрели возможность использования сетей, принадлежащих VEAG, для транзита российской электроэнергии в западные земли Германии". То летит в Варшаву и договаривается "о возобновлении текущих поставок электроэнергии в Польшу и об экспортном транзите по польским энергосетям". То выступает в Финляндии с заявлением о том, что РАО "ЕЭС" намерено "выйти на скандинавский рынок электроэнергии не только как поставщик электроэнергии, но и как полноправный его участник". То договаривается о транзите российской электроэнергии в Турцию через Грузию - причем обещает инвестировать часть валютной выручки "в развитие энергообъектов на территории Грузии" (между прочим, российские объекты энергетики уже десять лет не видят позарез необходимых им инвестиций).
Но Россия подождет. Прошлой осенью РАО "ЕЭС", например, "выразило готовность поставлять Молдавии электроэнергию по 1,8-2 цента за киловатт-час" (вместо Румынии и Украины, которые требуют 3,6 - 3,8 цента). Молдаване рыдают от счастья: в наши времена редко встретишь такое бескорыстие. Откуда им знать, что даже при этих сверхльготных ценах Чубайс не останется без прибыли - за счет сверхдешевого топлива, которое ему поставляет отечественный Газпром.
И так далее, и тому подобное. Доходило до того, что глава РАО "ЕЭС" видел себя спасителем Отечества от долговой петли: предложил использовать российскую электроэнергию "в качестве выплаты долгов по иностранным кредитам и инвестициям в российскую экономику". А почему нет? На копеечном-то газе...
Понятно, что в этих условиях информация из Газпрома о сокращении подачи газа, соединенная с требованием погашения всех долгов РАО "ЕЭС" за уже поставленное топливо, должна была показаться Анатолию Чубайсу чем-то вроде ведра ледяной воды: только что из проруби - и прямо за шиворот.
Впрочем, не думаю, что руководство Газпрома добивалось именно такого эффекта. Здесь озабочены иным: потребностью срочного реформирования энергоснабжения России.
Об этом - в заключительном материале.