06 декабря 2016г.
МОСКВА 
-9...-11°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 63.92   € 67.77
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ЛЕТИМ НА МАРС!

Головачев Виталий
Опубликовано 01:01 28 Апреля 2001г.
Сенсационный марсианский проект, целью которого является высадка трех землян на Красную планету, как выяснилось, энергично, но без особого шума разрабатывается уже в течение почти трех лет. В этом масштабном предприятии участвуют и зарубежные эксперты, и российские ученые, конструкторы, представляющие наши крупнейшие космические фирмы. Это Исследовательский центр имени М. В. Келдыша, РКК "Энергия", институты медико-биологических проблем, космических исследований, геохимии, земного магнетизма, госпредприятие "Красная Звезда"...

Работы на этом этапе осуществляются при финансовой поддержке Международного научно-технического центра. Половину средств обеспечивает правительство США, половину - Европейская комиссия (исполнительный орган ЕЭС). Россия вносит свой вклад "натурой" - исследованиями, конструкторскими разработками. В созданном полтора года назад Международном комитете по управлению марсианским проектом 21 человек: 8 сотрудников НАСА, 8 российских ученых и 5 представителей Европейского космического агентства. Это отнюдь не декоративный орган. Каждый этап проектирования должен быть обязательно одобрен комитетом. Заседания проходили в Париже, Хьюстоне, Москве. В январе 2001 года в Голландии состоялась защита готового аванпроекта, насчитывающего 13 томов. Среди авторов - российские академики Ю. Семенов, А. Коротеев, А. Галеев, А. Григорьев. Работа получила высокую оценку комитета. Сделан первый конкретный шаг на пути к Марсу.
- Полет землян к далекой Красной планете может произойти в 2014-2016 годах, - говорит один из координаторов проекта, начальник отдела космической энергетики Исследовательского центра имени М. В. Келдыша Виталий СЕМЕНОВ. - Это станет возможным, если в ближайшие несколько лет руководители развитых стран договорятся об организации такой экспедиции. К моменту подписания международного соглашения необходимо, чтобы подробнейший проект полета на Марс был полностью завершен. Ведь если начинать все с нуля, то старт отодвинется за 2025 год. Вот мы и работаем над проектом. Сделано уже немало. По крайней мере, общая схема полета в принципе ясна.
По словам Семенова, она выглядит так. К Марсу планируется отправить два корабля - грузовой и пилотируемый. Каждый из них будет собираться на околоземной орбите из отдельных модулей, изготовленных в России, США, других странах. Масса пилотируемого корабля составит 585 тонн, "грузовика" - 143 тонны (примерно как у нашей недавно затопленной станции "Мир"). Для запуска модулей предполагается использовать ракету "Энергия-М" или создаваемую в России перспективную ракету "Ангара", каждая из них сможет выводить на орбиту 35 тонн полезного груза. Пригоден и французский носитель типа "Ариан-5".
Сборка пятимодульного "грузовика" займет 3- 4 месяца. Самое ценное, что он доставит на марсианскую орбиту, - два огромных аппарата для посадки на Красную планету и взлета с нее. Длина каждого - 22 метра. Но главный вопрос - на каком топливе полетит "грузовик"? Может быть, на нем будет установлен ядерный ракетный двигатель (ЯРД)? Этому посвящен один из 13 томов аванпроекта. В принципе такой двигатель был создан в нашей стране еще в 80-е годы. На Семипалатинском ядерном полигоне прошли испытания малогабаритного реактора ("Труд" подробно рассказывал об этом). Однако, как считают специалисты, до практического применения дело все-таки дойдет не скоро. В первых полетах, возможно, будет использована даровая и неисчерпаемая энергия Солнца. Речь идет об электрических реактивных двигателях - наподобие тех, что были установлены на "Метеоре-3", только более мощных.
На корпусе корабля предполагается смонтировать огромные панели солнечных батарей, которые и будут обеспечивать энергией ионные двигатели. Общий размах панелей - почти полкилометра (!), площадь - 60 тысяч квадратных метров. Масштабы космической электростанции действительно впечатляют. К окрестностям Марса "грузовику" придется лететь по длинной траектории более года, а точнее - 474 суток. Интересно, что он отправится в дальний путь на 9 месяцев раньше пилотируемого корабля, но к цели они прибудут почти одновременно.
А на чем полетит к Марсу экипаж? Для него будет собрано на орбите гигантское сооружение, можно сказать, целый космический дом. Он будет состоять из 23 модулей. Их планируется смонтировать в ближнем космосе за 10 месяцев. В марсианском экипаже будет 6 человек: командир экспедиции, пилот, бортинженер, врач и двое ученых (биолог и геолог). Возраст - от 40 до 50 лет. Казалось бы, для такой трудной экспедиции лучше выбрать космонавтов помоложе. Но медики и психологи категорически отвергают такой подход. Самый опасный, по их мнению, возраст для длительного полета, связанного с немалым риском, - 24 года. У молодежи огромный запас нерастраченной энергии, многое хочется сделать - это плюс. Но далеко не всегда в таком возрасте развито "седьмое чувство самоконтроля", порой не хватает осторожности. Не случайно больше всего аварий в авиации случается с молодыми летчиками. А вот 40-летних пилотов отличают опыт, мудрость, умение предвидеть ситуацию, оценить степень риска.
- Есть еще один веский довод у медиков в обоснование своих рекомендаций, - говорит Виталий Семенов. - Радиация оказывает более сильное негативное воздействие именно на молодой организм. Это очень существенно, потому что экипажу придется пересекать чрезвычайно опасные радиационные пояса Земли, расположенные выше траекторий обычных орбитальных полетов. В этих поясах космическое излучение увеличивается многократно. Конечно, на пилотируемом марсианском корабле предусматривается специальная защита, особенно мощная в так называемом "убежище" - в спальной зоне. Но все же определенную дозу радиации (суммарно не превышающую 50 бэр за полет) космонавты получат. Сопротивляемость организма онкологическим заболеваниям при облучении у 40-50-летних выше, чем у молодых. И на это делают упор специалисты. Они говорят: мы должны гарантировать, что вернувшиеся с Марса космонавты проживут не менее 70 лет.
По словам Семенова, пилотируемый планетолет-гигант должен как можно быстрее пройти через радиационные пояса, поэтому скорость его при старте с околоземной орбиты (используются жидкостные ракетные двигатели) намного выше, чем у грузового. И полет до Красной планеты займет не 15 месяцев, а всего полгода с небольшим (191 сутки).
Самый ответственный этап начнется после того, как оба корабля выйдут на запланированные марсианские орбиты. Пилотируемый будет совершать облет планеты на высоте от 1000 до 20 000 километров, "грузовик" окажется существенно ниже - на расстоянии всего 400 километров до поверхности. Далее экипажу предстоит разделиться. Командир экспедиции, бортинженер и врач останутся в большом планетолете, а пилот и двое ученых, заняв места в "космическом такси", отправятся на грузовой корабль. Для них он станет промежуточной остановкой. От "грузовика" будет отстыкован вначале один 22-метровый спускаемый аппарат, который без людей сядет в заданном районе Марса. Затем настанет кульминационный момент программы - во втором спускаемом аппарате пилот вместе со специалистами в области биологии и геологии совершит мягкую посадку в том же районе Красной планеты.
Чуть больше месяца проведут эти трое землян в чужом, неведомом мире. Они будут совершать близкие и дальние поездки на марсоходе, вести поиск живых организмов, воды, изучать особенности рельефа, химический состав скальных пород. Там же, в марсоходе, земляне будут спать. Правила безопасности предписывают поддерживать постоянную связь с экипажем базового планетолета. В случае возникновения экстренных ситуаций решение придется принимать самостоятельно, ибо до Земли радиосигнал идет долго. Через 34 дня отважная тройка вернется на одном из аппаратов в дежурящий на марсианской орбите корабль. Другой аппарат, который тоже мог бы взлететь, останется на поверхности планеты до следующей экспедиции. Дублирование, по мнению конструкторов, абсолютно необходимо, так как в случае неисправности одного взлетно-посадочного комплекса космонавты могут воспользоваться для возвращения на "базу" другим.
На обратный путь до Земли уйдет вдвое больше времени, чем на полет к Марсу: вместо191 суток - 390. На корабле будут установлены центрифуга, бегущая дорожка, другие тренажеры. На них должны будут по нескольку часов в день заниматься все члены экипажа, чтобы организм не отвык от земного тяготения. У нашей страны накоплен большой опыт длительной работы человека в невесомости. Валерий Поляков пробыл на орбите 438 суток. А пилотируемый полет "Земля-Марс-Земля" продлится в общей сложности 615 суток. Расчеты показывают сравнительно высокую надежность столь необычного путешествия. Вероятность катастрофы в течение всей экспедиции оценивается в 1 процент, риск аварии - 0,1 процента.
- Дорога к Марсу практически открыта, - подчеркивает мой собеседник. - На сегодня не осталось непреодолимых трудностей (я не касаюсь вопросов финансирования). Все технические решения известны. Сейчас речь идет о том, чтобы существенно снизить затраты на реализацию проекта. Скажем, нынче выведение российскими ракетами одного килограмма полезного груза на орбиту обходится в 2500-3000 долларов, но если первая и вторая ступени перспективных носителей будут возвращаться на Землю и использоваться многократно (технически это вполне осуществимо), то стоимость, вероятно, уменьшится до 500-700. Другой пример. Гигантские космические панели солнечных батарей потребуют серьезных средств. Однако существуют земные аналоги, которые намного дешевле. Значит, надо их в модернизированном виде использовать на орбите.
До 2010 года вполне хватит времени, чтобы завершить эти и другие разработки, провести необходимые эксперименты, стендовые испытания узлов, готовых конструкций. Какие-то элементы, блоки, приборы будут испытываться не только на Земле, но и на Международной космической станции. Затем правительства стран - участниц соглашения должны подтвердить дальнейшее участие своего государства в реализации грандиозного проекта. И тогда в условиях широкой международной кооперации начнется непосредственное изготовление марсианских кораблей, многотонного оборудования для них. Ученые уже определили возможные районы посадки на Красной планете. Это находящиеся недалеко от экватора долины Тиу и Ганга, которые интересны тем, что, как предполагают, здесь недавно был выход воды на поверхность, а также кратер Гусева на обратной стороне Марса. Когда шла работа над аванпроектом, вероятность существования примитивных форм жизни на далекой планете оценивалась в 50 процентов, наличия воды - в 70. Сегодня эти прогнозные оценки выросли соответственно до 70 и 80 процентов.
В нашей стране над марсианским проектом работают около 80 конструкторов и ученых. Вроде бы не так уж много, но за ними - серьезный потенциал отечественных КБ и НИИ. Немало оригинальных решений предложил, например, один из опытнейших конструкторов Леонид Горшков из РКК "Энергия", принимавший самое непосредственное участие в создании наших космических кораблей и станций. Для расширения фронта работ необходимы дополнительные средства. Может быть, стоит подумать о создании в России общественного фонда поддержки марсианской экспедиции. Между прочим, в США активно работает "Марсианское общество", во Франции - "Ассоциация планеты Марс", почему бы и нам не использовать этот опыт? Высадка на Красную планету будет означать прорыв в новый мир, в новую область знаний. Эта задача достойна ХХI века.
* * *
Американцы не так давно решили сократить финансирование программы создания и эксплуатации Международной космической станции на 50 миллиардов долларов. Эти деньги хотят потратить на военные цели - развертывание системы противоракетной обороны. Словно опять возвращаются времена "холодной войны". Между тем даже половины названной суммы вполне хватило бы на организацию марсианской экспедиции. Может быть, не откладывать ее на XXII век? Тем более что аванпроект готов и дорога на Марс в принципе открыта...


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников