РЕФОРМА ЗА СЧЕТ ПЕНСИОНЕРОВ?

Государственная Дума приняла во втором и третьем чтении Закон "О внесении изменений в статью 7 Закона РФ "О государственных пенсиях Российской Федерации".Новый законодательный документ комментирует заместитель председателя Комитета Госдумы по бюджету и налогам Оксана ДМИТРИЕВА.

- Важным этапом в Законе о пенсиях является восстановление периодов, во время которых человек не платил страховых взносов. К ним относятся сроки учебы в вузе и по уходу за ребенком, льготное исчисление стажа во время участия в боевых действиях (год за три), блокады (год за три), работы в тылу (год за два), работа на Крайнем Севере (год за полтора), специальный стаж (на вредных и тяжелых производствах). Напомню, что три года назад задним числом законодательно была изменена трудовая биография многих российских пенсионеров, хотя закон не мог иметь обратной силы.
Должна быть восстановлена и справедливость в отношении работающих пенсионеров. Закон N 113 запрещает людям одновременно работать и получать пенсию с применением индивидуального коэффициента пенсионера. В соответствии с новым законом, если он вступит в силу, пенсия работающих вырастет на 300 - 700 рублей.
- Вы сказали, "если закон вступит в силу". Что может этому помешать?
- Против поправок выступает российское правительство, в частности вице-премьер Валентина Матвиенко. Основная мотивация заключается в том, что внесенные изменения якобы меняют саму концепцию закона. На самом деле поправки в нее полностью укладываются.
- Есть ли средства на обеспечение нового закона?
- У государственного Пенсионного фонда достаточно средств: профицит бюджета на 2001 год составляет 40 миллиардов рублей. Реализация закона в этом году обойдется в 15 миллиардов. Как видите, деньги есть. Нет желания. Правительственные чиновники утверждают, что Пенсионному фонду нужен резерв для перехода на накопительную систему. В переводе на нормальный русский язык это означает: деньги у нас есть, но пенсионерам мы их не дадим, а лучше разместим в коммерческих структурах.
- Какая связь между накопительной системой и новым законом?
- Правительство утверждает, что переход к накопительной государственной обязательной системе не возможен без сокращения пенсий ныне живущим пенсионерам. То есть вопросы восстановления социальной справедливости отпадают сами собой.
- А с какой стати пенсионная реформа должна проводиться за счет пенсионеров?
- В этом и состоит суть моих возражений. Вообще государственный Пенсионный фонд работает, мягко говоря, недостаточно эффективно. Давно уже назрела необходимость в проведении аудита этой организации. Расчеты показывают, что при сложившемся пенсионном тарифе пенсии должны быть выше на 60 процентов.
- Есть ли гарантии, что средства, которые отвлекаются на накопление чиновниками Пенсионного фонда, будут сохранены и защищены от инфляции?
- Таких гарантий нет. На мой взгляд, система, когда функции накопления передаются госчиновнику, порочна по своей сути. Накоплением должны заниматься негосударственные пенсионные фонды.
- А они не обманут?
- Негосударственные фонды, которые создавались в нашей стране на базе крупных корпораций, таких, как Газпром, РАО ЕЭС, "ЛУКОЙЛ", ряд других, доказали свою эффективность на деле. Считаю, что негосударственную пенсионную сферу надо развивать и усиливать. А наряду с этим - совершенствовать государственную распределительную систему, основанную на солидарности поколений. Надо усилить зависимость пенсии от предыдущего заработка, снять существующие ограничения в начислении пенсий. И главное - уравнять в правах работающих и неработающих пенсионеров.
- Есть ли вероятность, что президент наложит "вето" на принятый Думой закон?
- Не исключено, ведь позиция правительства по отношению к новому закону отрицательная. Но депутаты постараются убедить главу государства в необходимости принятия данного закона - ведь речь идет о 6 миллионах работающих пенсионеров, 2 миллионах северян, 4 миллионах, имеющих спецстаж, и нескольких миллионах человек, пострадавших от исключения из трудового стажа "нестраховых периодов".