ГЕНЕРАЛЬНОЕ ЗАМЫКАНИЕ В ИРКУТСКЭНЕРГО*

...Но оставим мессианские замашки г-на Куимова. Разберемся без эмоций, кому сегодня принадлежит

...Но оставим мессианские замашки г-на Куимова. Разберемся без эмоций, кому сегодня принадлежит ОАО "Иркутскэнерго", а следовательно, кто имеет право "казнить и миловать", нанимать и увольнять, и самое главное: определять стратегию и тактику и текущей деятельности, перспективного развития компании?
Как уже говорилось, 37 процентов акций (и даже чуть больше) принадлежит двум крупнейшим потребителям - "Русскому алюминию" и ОАО СУАЛ. Еще 9 процентов - иностранным акционерам, 7 процентов - менеджменту самой компании, 5-6 процентов распылены среди мелких акционеров. И самый крупный пакет - 40 процентов - находится в собственности государства. Но в чьей конкретно - вот главный вопрос.
До самого недавнего времени всем госпакетом акций Иркутскэнерго распоряжалась (но не владела!) областная администрация. Именно в том и состояла особенность приватизации Иркутской энергосистемы, что региону, обладающему и большими генерирующими мощностями, и крупными потребителями энергии (металлургия и химия) дали возможность самостоятельно следить за балансом цен на местном рынке электроэнергии, устанавливая оптимальное соотношение между интересами бюджета и бизнеса. Эксперимент оказался удачным: стремительный рост цен на электричество, случившийся в большинстве регионов на пике шоковых российских реформ, обошел область и ее промышленность стороной, что сохранило здешние алюминиевые и химические заводы в рабочем состоянии (а многие другие - "легли"). В итоге это разграничение энергетических, а точнее, имущественных полномочий (в энергетике) было закреплено и в общем договоре, заключенном между Кремлем и Иркутской областью еще в 1996 году.
Теперь министр имущественных отношений РФ Фарит Газизуллин требует госпакет обратно. Понятно, что не для себя - у министерства нет ни времени, ни желания, ни специалистов для управления крупнейшей (после Мосэнерго) энергетической компанией страны. Нет сомнений, что в конечном итоге пакет предназначается РАО "ЕЭС России". Якобы "для проведения единой энергетической политики" в стране. На самом деле - для восстановления (установления?) "властной вертикали" даже в энергетике.
Региональные власти не против "вертикали". Но резонно интересуются: почему для них, отвечающих за жизнь и благополучие миллионов людей, в этой схеме вообще не предусмотрено никакого места? Почему проведение "единой политики" напрочь отрицает хоть какой-нибудь учет местных интересов? Москва, конечно, столица России, но основная-то часть страны находится за столичными пределами. Почему же регионы лишены права - нет, не владения, а всего лишь участия в управлении той частью государственной собственности, которая находится на их территории?
Кстати, иркутский губернатор предлагал федеральному имущественному министру компромисс: 20 процентов акций Иркутскэнерго - центру, столько же - области. Министр отказался наотрез: мол, поскольку собственность государственная - отдай все! Ну, просто по Людовику: "Государство - это я!"
Вопрос о том, кто именно у нас имеет право олицетворять себя с государством, конечно, интересный. Скажем, если федеральный министр Фарит Газизуллин - это, несомненно, Россия, то иркутский губернатор Борис Говорин - он кто, штат Кентукки?
Надо отдать должное Высшему арбитражному суду России, через который Минимущество отсуживало у иркутян акции - он принял поистине соломоново решение: объявил весь пакет федеральной собственностью, но признал за администрацией Иркутской области право на пользование 15,5 процента этих акций "без права отчуждения, залога и передачи".
Но такое решение категорически не устраивает ни Минимущество, ни тем более стоящее за ним РАО "ЕЭС России". Ибо вместо "почти контрольного" пакета акций в 40 процентов реально они получают в свое распоряжение лишь 24,5 процента - меньше блокирующего. То есть диктовать свою самодержавную волю уже не получится. Борцов за "вертикаль" не радует даже то, что и остальные акционеры находятся приблизительно в том же положении: ни у кого нет контрольного пакета. Хочешь не хочешь, но совладельцам придется теперь согласовывать свои интересы друг с другом, договариваться, что всегда и везде является весьма действенной "защитой от дурака".
А дальше начинается самое интересное. Министр Газизуллин срочно пишет трагическую докладную записку президенту страны Владимиру Путину, однако получает на этой бумаге всего лишь нормальную, деловую резолюцию в адрес главных юристов страны (Устинова, Чайки и Грызлова) - "прошу обеспечить интересы государства". Но, опираясь на эту фразу, тут же начинают везде и всюду интерпретировать предложения министра уже как непосредственные распоряжения главы государства. Не знаю, как сие называется в кремлеведении, но в картах это значит "передергивать". И в приличной компании за такое...
И вот уже по ведущим СМИ катится высокая пенная волна: президент лично вмешался в дела Иркутскэнерго, он поддержал министра Газизуллина в его стремлении изъять у властей Иркутской области 15,5 процента акций, он поручил Генпрокуратуре опротестовать решение Высшего арбитражного суда...
А на самом-то деле ничего подобного не было! Желаемое лишь выдается за действительное.
Владимир Путин, между прочим, совсем недавно в Послании Федеральному Собранию говорил буквально следующее о стремлении иных чиновников забрать побольше в государственную собственность: "Время от времени раздаются требования отобрать, конфисковать и так далее, и так далее. У нас уже было время, когда государство владело абсолютно всем. Чем это закончилось, хорошо известно".
Но ситуацией немедленно воспользовался менеджмент Иркутскэнерго. В российских деловых изданиях вдруг (на правах рекламы - то есть за деньги акционеров!) появился красиво сверстанный набор материалов под общим заголовком "Выбор сделан". Ниже - факсимиле еще мартовского распоряжения премьера Михаила Касьянова: "Принять предложение Минимущества России и Минэнерго России о выдвижении кандидатуры... Куимова С.В. для избрания единоличным исполнительным органом (генеральным директором)..." (За кадром осталось, что премьера тогда "подставили", заверив, что кандидатура согласована с региональными властями). Рядом - сообщения информационных агентств: В.Путин и Ф.Газизуллин обсудили... А.Кудрин встретился с С.Куимовым... Естественно, все это подано как свидетельство полной поддержки российской властью главного радетеля государственных интересов Сергея Куимова. Этакий всеобщий "одобрямс" на высшем уровне.
И что самое интересное, в том же ряду - следующее сообщение РИА "Новости" (цитирую): "Генеральная прокуратура России готова вмешаться в ситуацию с госпакетом акций Иркутскэнерго после проверки всех обстоятельств дела. Об этом заявил, отвечая на вопрос РИА "Новости", заместитель Генпрокурора Сабир Кехлеров". Признаться, я немало повидал и в журналистике, и вообще в этой жизни, но чтобы слуга грозил хозяевам Генпрокуратурой, да еще на правах рекламы?!! Додуматься до такого можно, лишь располагая незаурядными способностями...
Вернемся, однако, к тому, с чего начали, - сегодняшнему внеочередному собранию акционеров Иркутскэнерго, на котором, собственно говоря, нужно решить очень простые вопросы:
- пойдет ли на пользу компании избрание Сергея Куимова "единоличным исполнительным органом" - генеральным директором?
- пойдет ли на пользу стране, если компания потеряет нынешнюю независимость и перейдет под контроль РАО "ЕЭС России", которая, напомню, сама находится в преддверии кардинальных и очень нелегких реформ?
И все.
В общем, делом надо заниматься. Делом!
Остальное - от лукавого.
* Окончание. Начало см. в предыдущем номере.