КАК ДЭНИС ТИТО СТАЛ ДЕНИСОМ ТИТОВЫМ

Сегодня с космодрома Байконур стартует космический корабль "Союз-ТМ" N 206 с первым туристом на борту. Сбудется заветная мечта американца Дэниса Тито пелететь в космос. А эта мечта по силам не каждому, да и не каждому по карману. Однако тугой кошелек американца оказался соизмерим и с его поистине отменным здоровьем. Ведь пройти медкомиссию для полетов в космос в 61 год - это своего рода подвиг.

Несмотря на то, что президент крупной компании - провайдера услуг в области управления и консалтинга Дэнис Тито и полетит, как первый космический турист, он далеко не новичок в космической индустрии. Свою трудовую биографию Тито в 1963 году начал в НАСА в качестве инженера аэрокосмической техники в лаборатории реактивных двигателей. В 23 он отвечал за проектирование траекторий полетов космического корабля "Маринер" на Марс и Венеру. Сейчас Тито живет в городе Пасифик Пэлисэйд, штат Калифорния. Он разведен, у него дочь и два сына.
После заключения с компанией "Mir Corp" контракта на сумму 20 миллионов долларов Дэнис Тито начал проходить подготовку в ЦПК имени Ю.А. Гагарина. Однако после того, как была утверждена программа по затоплению орбитальной станции, стало очевидно, что космический турист может лететь только к МКС. "Союз ТМ" N 206, с экипажем из двух российских космонавтов Мусабаева и Батурина и американского Тито, полетит к МКС как корабль-спасатель. Такие космические корабли должны отправляться к станции каждые шесть месяцев как спасательные транспортные средства для экстренной посадки экипажа МКС в случае нештатной ситуации. Таким образом, "Союз ТМ" N 206 прибывает на МКС для замены "Союз ТМ" N 205. Через восемь суток совместного пребывания в космосе ТК "Союз ТМ" N 205 в том же составе экипажа возвращается на Землю.
О подготовке экипажа "Союз ТМ" N 206 с первым туристом на борту рассказывает Юрий Богородецкий, начальник отдела внешнеэкономической деятельности ЦПК имени Ю.А. Гагарина.
- Юрий Леонидович, как отбирался экипаж?
- Единственное требование, которое учитывали при комплектовании экипажа, - знание английского языка, в связи с тем, что третьему участнику полета, гражданину США - господину Тито, в силу возраста и нехватки времени изучить русский язык в полном объеме не представлялось возможным.
- Известно, что 21 декабря на Байконуре главы космических агентств России и Казахстана подписали программу по совместной работе в области исследования космоса. В программе предусмотрено оказание помощи в подготовке Талгата Мусабаева к его третьему космическому полету. Командир экипажа Мусабаев летит от российской стороны?
- Да, он - российский гражданин. Существуют юридические отношения между Казахстаном и Россией, определяющие права пользования инфраструктуры, которая создавалась совместно. И в рамках этой договоренности был заключен пункт, определяющий состав программы научных исследований, которые выполняются в интересах Казахстана.
- Поставлены ли перед Дэнисом Тито какие-то задачи, которые ему надлежит выполнять, находясь в космосе?
- Конечно. Он сидит справа от командира, перед органами управления системы радиосвязи и телевидения. По научной работе он волен принимать решения самостоятельно. Его основная задача - изучение Земли. Он планирует подготовить лекцию о своих наблюдениях в космосе, об особенностях жизни человека в условиях невесомости, которая была бы интересна и детям, и обыкновенным людям, непрофессионалам. Из предметов он взял с собой небольшую цифровую видеокамеру, два фотоаппарата - цифровой и профессиональный, СD-плэйер для прослушивания любимой музыки.
- В Америке на старте космического корабля могут присутствовать родственники астронавта. У родных Тито будет такая возможность?
- Да, он пригласил человек 30. Будут его дети, бывшая жена.
- Говорят, что отношения между членами экипажа сложились теплые и Дэниса Тито друзья в шутку прозвали Денисом Титовым?
- Да, это действительно так. Когда Дэнис еще не был включен в состав экипажа, но уже начал общую подготовку к полету в январе, специалисты, психологи смотрели, как он общается с Батуриным и Мусабаевым. И отметили, что они очень расположены друг к другу. В профилактории комната господина Тито была по соседству с комнатой Юрия Батурина. Вечерами они долго сидели, разговаривали. Космонавты много шутят, особенно по поводу своего среднего возраста. Экипаж зрелый. Ребята даже надеются, что по суммарному числу лет членов экипажа они войдут в Книгу рекордов Гиннесса.
- Да, Тито далеко не молодой человек. Он проходил программу обучения и медкомиссию по обычной схеме или для него была разработана своя программа?
- К нему предъявлялись те же требования, что и к нашим российским космонавтам-профессионалам. Возможно, его полет послужит примером, как надо относиться к своему здоровью. Дэнис Тито всю жизнь утром бегал от 5 до 10 км, занимался в спортзале. На последнем заседании медкомиссии обсуждались дополнительные результаты кардиологического обследования, которое он сделал по просьбе НАСА. Заключение специалистов - этот человек обладает сердцем молодого льва.
- В СМИ проходила информация, что из-за отсрочки во времени, которая произошла в связи с затоплением станции "Мир", российская сторона выплатила Тито неустойку. Что вы об этом можете сказать?
- Никакой компенсации и никаких коллизий в этом плане не было. Все нештатные ситуации были предусмотрены в договоре.
- После полета Тито как вам видится развитие космического туризма в России?
- Долгое время космос был доступен только определенному кругу тщательно отобранных людей. Но сейчас наступает время, когда полеты в космос будут доступны и непрофессионалам в космической индустрии. В Америке уже давно широко рекламируются, популяризируются и наконец продаются полеты в космос. Планируется осуществлять суборбитальные полеты. И хотя такие аппараты пока в проекте, люди платят деньги уже сейчас, авансом. Что касается России, то такие возможности обсуждаются. Но более конкретно на эту тему можно будет разговаривать только после полета Дэниса Тито.