08 декабря 2016г.
МОСКВА 
-3...-5°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.91   € 68.50
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

КТО ЗАСТУПИТСЯ ЗА БАНКИРОВ?

В общественном сознании до сих пор бытует мнение о том, что банкиры - это самые богатые люди, у которых практически не бывает проблем. И утверждение, что банкиру может понадобиться помощь, воспринимается как нонсенс. Однако все не так просто. Не секрет, что финансовый кризис 1998 года больнее всего ударил именно по банкам, и многие из них до сих пор не восстановились. А те, что даже вышли на докризисный уровень по основным показателям, все равно испытывают нехватку капитала.

Совокупный собственный капитал российской банковской системы сейчас составляет всего 300 млрд. рублей. Это примерно 10 млрд. долл., то есть сколько имеет один средний европейский банк. Для такой большой страны, как наша, это очень мало. С такими средствами реальный сектор экономики не поднимешь (а ведь не секрет, что в развитых странах именно банки являются основным источником финансирования промышленности). Где взять дополнительные средства для капитализации?
Собственных капиталов банков и денег акционеров явно не хватит. В прошлом году банками было получено 18,2 млрд. рублей прибыли, более 70 процентов из которой было перечислено в разной форме (в основном в виде налогов) в бюджет. Об изменении налогового законодательства в отношении банков и в особенности изменении ставки налога на прибыль говорится давно. И сейчас наконец-то планируется в Налоговом кодексе РФ взимать налог на прибыль для всех хозяйствующих субъектов, включая банки, по единой ставке - 35 процентов. Соответствующая - двадцать пятая - глава кодекса находится на рассмотрении в Государственной Думе и уже принята в первом чтении. Но поводы для беспокойства остаются.
Главная проблема состоит в том, что предлагается взимать налог на прибыль банков по методу начисления, а это предполагает отнесение к налогооблагаемой базе начисленных, но не полученных банками процентов по выданным кредитам. Сейчас банки учитывают их на счете будущих доходов. Если же двадцать пятая глава будет принята в том виде, в котором она сейчас рассматривается нижней палатой парламента, то проценты станут облагаться налогом сразу после выдачи ссуд - независимо от фактического поступления денег. А это неприемлемо для долгосрочного кредитования и может привести к серьезным отрицательным финансовым последствиям для банковской системы в целом.
В случае перехода на взимание налога на прибыль по методу начисления можно забыть про инвестиции в реальный сектор экономики, к которым так активно призывают банки с высоких трибун. Действительно, ведь большая часть инвестиционных проектов - долгосрочные, они требуют долгосрочных кредитов и, как правило, предусматривают уплату процентов на конечные периоды действия кредитного договора. Поэтому, выдавая такой кредит, банки будут вынуждены нести убытки иногда в течение нескольких лет. Естественно, они постараются избегать длинных вложений и будут вкладывать деньги в более короткие инструменты: банк ведь не благотворительная организация, он предоставляет кредиты за счет привлеченных платных ресурсов. А это грозит параличом инвестиционного процесса в стране. Логично обложение процентов налогом на прибыль начинать тогда, когда они будут реально получены банком.
Другая проблема - включение в налогооблагаемую базу сумм штрафов, пеней и иных санкций до их фактического получения. Выходом может стать введение нормы, согласно которой датой получения дохода по процентам, штрафам, пеням и иным санкциям будет считаться дата реального поступления средств.
До сих пор не решена проблема налогообложения положительных курсовых разниц, возникающих в результате переоценки задолженности по инвестиционному кредиту, выданному банком в иностранной валюте на длительный срок. Сейчас они относятся на финансовые результаты банка не реже раза в квартал независимо от срока погашения кредита и уплаты процентов. Возникают ситуации, когда банки должны платить налог задолго до фактического поступления процентов по кредиту, что в условиях постоянно меняющегося курса национальной валюты является крайне тяжелым бременем для банка.
На мой взгляд, должен быть установлен особый порядок исчисления налогооблагаемой базы, предусматривающий отнесение на финансовые результаты банка курсовых разниц в момент их погашения, пропорционально поступающим суммам.
В проекте двадцать пятой главы Налогового кодекса предусмотрена налоговая льгота в отношении средств, направляемых на финансирование капитальных вложений производственного назначения. Но опять-таки банков оно не касается. А ведь им также надо укреплять свою материально-техническую базу, строить новые помещения для улучшения обслуживания клиентуры, устанавливать банкоматы! Разве это не вложения в развитие производства (в данном случае - банковского)? Было бы целесообразно приравнять банки к отраслям материального производства. Ведь реальный сектор без финансового существовать не может - технологическую цепочку не разорвешь.
Для повышения капитализации банковской системы можно было бы использовать уже имеющийся опыт. Например, когда в 1995 году у промышленных предприятий не хватало оборотных средств, пошли на то, чтобы формировать резервный фонд (до 15 процентов уставного капитала за счет прибыли до налогообложения) при условии, что средства направляются на увеличение собственного капитала. Почему бы не применить подобные меры (пусть даже и временно) к банковскому сектору?
Сейчас необходимо возрождать промышленность, укреплять энергетику, развивать строительство, поддерживать здравоохранение, культуру, образование. Без крепкой национальной банковской системы как составляющей части экономики России не решить этих задач. За десять лет своего развития, несмотря на все дефолты и потрясения, банковская система выстояла. А новый налоговый пресс может просто придавить ее.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников