...ДА РУБЛЬ ПЕРЕВОЗ

В апреле на калининградском рынке стало еще одной компанией меньше. Известный с советских времен "Внештранс" приказал долго жить. Его безвременная гибель - лишнее подтверждение той тяжелой ситуации, в какой оказались местные перевозчики. А это десятки тысяч людей в области, которая является воротами в Европу и по определению не может нормально развиваться без транзита.

- Литовская железная дорога обдирает как липку российских грузовладельцев и перевозчиков, - делится наболевшим президент Калининградской ассоциации агентских и экспедиторских компаний Анатолий Зверев.- Ее тарифы на грузы в универсальных вагонах завышены по транзитному направлению из Литвы в Белоруссию на 60 процентов, а из Польши в Латвию - на 100 с лишним процентов. Наши грузовладельцы на этом каждый год теряют более 20 млн. долларов. Но это еще полбеды. Завышенные тарифы препятствуют выходу наших товаров "на материк", то есть де-факто разрушают российское экономическое пространство.
Те, кто везет грузы из Калининграда в другие регионы России, вынужден пользоваться литовской железной дорогой. Тарифные барьеры на этом пути - самый точный барометр отношений между соседями.
Накануне вступления Литвы в Евросоюз политики бурно обсуждают торговые пути между Калининградом и остальной Россией. Общее настроение выразил глава одной из фирм Юрий Скворцов: "Нам надоело быть в шкуре подопытных кроликов. Условия, которые ставит перед нами Евросоюз, уже больше похожи на ультиматум". Но калининградские перевозчики не выходят на митинги, не осаждают международные судебные инстанции, они просто закрывают предприятия.
За морем телушка - полушка, да рубль перевоз - знаменитый народный афоризм может стать девизом калининградских транзитных страданий. По расчетам местных экспертов, масштабы потерь экономики региона, возникающих вследствие анклавности территории, эквивалентны удалению Калининградской области от Москвы дополнительно еще на 1500 - 1600 км. Сюда входит масса показателей: таможенные сборы, замедление оборота грузов, идущих через три границы, дополнительные расходы, уплачиваемые на территории иностранных государств... То есть экономически Калининград расположен примерно на таком же расстоянии от столицы, как Омск или Новосибирск. При этом у региона очень ограниченный местный рынок, а более емкие рынки отдалены на расстояние не менее 1000 км.
Однако при расширении Евросоюза нас могут ожидать куда более серьезные потери. Собственно, их калининградцы уже несут. В последние месяцы протекционистская политика Минтранса и МПС РФ сделала местные порты более конкурентоспособными и менее зависимыми от железнодорожных тарифов соседей. Однако создать калининградскому транзиту такие же условия, как и на других направлениях, литовская сторона не захотела.
- Cоседи отреагировали введением нового коэффициента к базовым ставкам, - рассказывает Зверев. - И тариф на калининградский транзит вырос до 11 процентов.
Виктор Федоров, руководивший рыбным портом в лучшие для предприятия времена, так оценивает ситуацию:
- Грузы встали. Договора на перевозку нормальные люди заключают в конце года. Но поскольку никто не может сказать, как будут после расширения Евросоюза развиваться наши отношения с Литвой, пойдут ли грузы через литовскую границу или нет, то нет и договоров. Ни один клиент не хочет завозить груз в Калининград, не зная, каким способом потом придется вывозить его на "большую землю". Допустим, это рыба из Норвегии, которую нужно везти через Литву и Белоруссию, или лес, металл, любая мороженая продукция. Сейчас получается, проще гнать ее через Петербург, чем рисковать грузом в анклавном городе, отделенном от страны двумя границами. Что нас ждет 1 мая? Неизвестность. Но спад деловой активности уже виден невооруженным глазом.
Впрочем, неизвестность начинает понемногу рассеиваться. Морская администрация порта Калининград получила сообщение от АО "Литовские железные дороги", в котором сказано: с 1 мая перевозка грузов транзитом через Литву будет осуществляться согласно таможенному кодексу ЕС. А это значит, что грузы пойдут только через названные в документе станции и указано, где будет проводиться ветеринарный надзор, какие документы придется заполнять экспедиторам.
На переговорах российская сторона настаивала, что контроль за транзитными грузами не должен быть платным, однако в присланной инструкции все с точностью до наоборот: стоимость досмотра обойдется в 104 лита за вагон. Грузы, следующие в герметичном подвижном составе, тоже будут подвергнуты досмотру. Наличие фитосанитарного сертификата со сроком действия не более 14 дней с момента выдачи отныне будет обязательным. Причем госслужба охраны растений Литвы готова оказать услуги по фитосанитарному контролю - само собой, не бесплатно. Похоже, калининградский транзит отныне будет регулироваться не столько российским, сколько европейским законодательством. Разумеется, по их правилам и их расценкам.
Похоже, соседи уже решили "калининградскую головоломку",но на свой лад.