10 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

СТОЙ, КТО ЛЕТИТ?

Данилкин Александр
Опубликовано 01:01 28 Апреля 2006г.
Вчера дежурные силы нашей противовоздушной обороны на Дальнем Востоке были подняты по тревоге. Локаторы обнаружили две неизвестные воздушные цели, которые летели на предельно малой высоте. Поскольку никаких заявок на использование воздушного пространства в этом районе не поступало, в небо были подняты истребители. Нарушителями оказались вертолеты Ми-2, принадлежащие частным лицам. После вынужденной посадки в районе населенного пункта Рощино вызвавшие немалый переполох пилоты были задержаны милицией. Цели несанкционированного полета выясняются. Однако, по словам военных, уже понятно, что нарушителям придется выложить кругленькую сумму за то, что пришлось использовать дежурные силы и средства ПВО.

Впрочем, это лишь эпизод в том беззаконном разгуле, который обладатели и пилоты так называемых воздушных судов нашей малой авиации творят в небе Отечества. Один из недавних таких полетов над Ставропольем завершился большой трагедией.
Несколько дней назад знакомые упросили пилота "кукурузника" Ан-2 Романа Локтева покатать их. Четверо пассажиров сели в самолет. "Кукурузник" оторвался от земли и пошел над полями. А потом вдруг машина резко сорвалась вниз... Самолет ткнулся носом в землю и развалился. Удар был настолько силен, что четыре человека, включая пилота, погибли сразу. Пассажирку-женщину успели довезти до больницы.
Компетентные органы расследуют это ЧП. Известно, что Ан-2, несмотря на солидный возраст, машина надежная. Окончательные выводы будут значительно позднее. А первичные, увы, выглядят довольно удручающе. Во-первых, взлет никто не разрешал. Во-вторых, самолет не был предназначен для перевозки пассажиров. И наконец, в-третьих: судя по всему, летчик сел за штурвал, крепко выпив.
Что происходит в нашем небе? По данным Минтранса, на сегодняшний день в России официально зарегистрировано более 6 тысяч судов гражданской авиации. О том, что значительная часть этого авиапарка и морально, и физически устарела, известно давно. Однако, как выясняется, не только эта напасть представляет угрозу для жизни и здоровья пассажиров. После развала Союза все чаще стали поговаривать об упадке авиадисциплины. Из единой всесоюзной авиакомпании отпочковались сотни компаний-"деток". О том, что в российской гражданской авиации происходило в первые годы, специалисты вспоминают с дрожью в голосе. В последние годы ситуация несколько улучшилась. Однако проблема авиадисциплины осталась по-прежнему актуальной.
В Управлении инспекции по безопасности полетов Федеральной службы по надзору в сфере транспорта мне пожаловались: "Знаете, что особенно тревожит? Неопознанные летающие объекты". Позже выяснилось, что так в инспекции называют частные авиасуда, нигде официально не зарегистрированные. Об их полетах ходят прямо-таки страшноватые легенды. Взлетают, когда хотят, и садятся без спроса, где пожелают.
Посчитать, сколько сейчас в России этих самых частных "НЛО" невозможно. Говорят, речь идет как минимум о сотнях. Откуда же появляются эти "летающие объекты"? В Минтрансе пояснили: "Как правило, речь идет о списанных самолетах. Или о собранных из старых запчастей".
О надежности такой техники говорить не приходится. Но даже не это главное. Самое страшное, что за штурвал "НЛО" садится кто угодно. Без летной подготовки. Без документов и всякой ответственности. И в полет они отправляются, конечно же, без всяких разрешений на взлеты и посадки и при отсутствии других формальностей, принятых в цивилизованном авиамире.
Словом, в воздух взмывают подлинные авиапираты.
В любой авиашколе курсантам первым делом сообщают: "Летные наставления и инструкции - это не формальность. Они написаны кровью участников авиакатастроф". А полеты "в самоволку" - это всегда огромный риск для жизни и пилотов, и пассажиров. Вот еще один - недавний - трагический пример. В Башкирии на днях завершено расследование причин авиакатастрофы частного вертолета. Погибли глава Балтачевского района и начальник управления по строительству мостовых переходов ГУ "Главтатдортранса". Пилотировал судно житель того же района. Летели на охоту за волками. Никаких разрешений, естественно, не спрашивали. Машина рухнула в глухой тайге.
Когда началось расследование, оказалось, что пилотское свидетельство человека за штурвалом было поддельным. Отсутствовали и все остальные официальные бумаги. А кроме того, командир воздушного судна... был пьян. По классификации авиаинспекторов, типичный случай "НЛО".
Выявлять "НЛО" особенно сложно, поскольку базируются они в глухих углах. Кстати, один такой "левый" аэродром недавно был выявлен в Подмосковье. Но самое удивительное: даже если такое "НЛО" будет обнаружено на земле, конфисковать его у хозяина-"пирата" невозможно. По действующему законодательству ему грозит всего лишь небольшой штраф. Заплатит - и вновь полетит.
В инспекции по безопасности полетов уверены: нужны срочные действенные меры. Какие? "Привлекать самовольщиков к уголовной ответственности. Сейчас такой статьи в Уголовном кодексе нет. Но необходимость давно назрела. Ведь ситуация осложняется с каждым годом".
Кстати, с ужесточением наказания для подобных летунов согласны и в других официальных инстанциях. Вот что заявил "Труду" прокурор Московской авиатранспортной прокуратуры Евгений Коломеев: "Сегодня в действующем Уголовном кодексе имеются нормы права, по которым уголовная ответственность наступает лишь в результате наступления тяжких последствий. То есть только после ЧП. А вот в прежнем УК уголовная ответственность предусматривалась и за возможное наступление этих последствий. И это очень дисциплинировало летный состав".
Речь вот о чем. По нынешним временам если пилот сел пьяным за штурвал, полетал и ему чудом удалось безаварийно приземлиться - его, в лучшем случае, накажут дисциплинарно. А в былые времена, если летчика только "застукают" с запахом алкоголя даже до полета, ответ он держал по УК. За возможные тяжкие последствия! Может быть, это и правильно? Ведь если ГАИ поймает нетрезвого автолюбителя - накажут его по полной программе. А тут речь идет о воздушном судне.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Павел ВЛАСОВ, Герой Российской Федерации, летчик-испытатель 1-го класса:
- Подобные факты, на мой взгляд, тоже отражение нынешних проблем в нашем обществе. У нас, испытателей, дисциплина и чувство ответственности, можно сказать, важнейшие составляющие профессии. У кого-то из людей, садящихся за штурвал летательного аппарата, они утеряны. Наверное, необходим целый комплекс мер, чтобы исправить положение: от ужесточения спроса до налаживания эффективной системы воспитания.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников