«ИжАвто»: кто играет против?

На днях в СМИ появились сообщения о том, что автосборочный завод «ИжАвто» испытывает трудности якобы по вине его собственника, который, дескать, в докризисное время получал прибыль с доходного предприятия, а потом вывел из него активы, что явилось причиной отказа со стороны «АвтоВАЗа» от практически предрешенной сделки по приобретению этого завода. В чем же причины конфликта вокруг «ИжАвто» и как они связаны с ситуацией на «АвтоВАЗе»?

На прошлой неделе премьер Владимир Путин по итогам встречи с президентом Удмуртии Александром Волковым дал поручение профильным федеральным министерствам и ведомствам проработать вопросы, связанные с поддержкой «ИжАвто» и внести соответствующие предложения.

Такой шаг оправдан экономической концепцией государства — поддерживать эффективные и современные производства, а также градообразующие предприятия. Завод, в модернизацию и развитие которого за последние несколько лет собственник вложил значительные средства и превратил его в производителя современных автомобилей, по определению не может прекратить свое существование. Напомним, что «ИжАвто» первым из предприятий России, собирающих иномарки, перешел на режим промсборки (что означает сварку, окраску кузова и высокий уровень локализации производства), также он был признан ведущими экспертами отрасли (включая зарубежных) в качестве одного из самых перспективных активов российского автопрома. Президент «АвтоВАЗа» Борис Алешин неоднократно заявлял о планах покупки завода.

Возрождение «ИжАвто» началось в 2002 году, когда собственником предприятия стала Группа «СОК». По признанию генерального директора «ИжАвто» Михаила Добындо, до этого завод практически стоял, формально производя несколько тысяч полусобранных устаревших «ижей» в год.
Не секрет, что многие предприниматели не особо заботятся о модернизации и обновлении ассортимента своей продукции, а движутся по накатанной колее. Кстати, например, «АвтоВАЗ» лишь изредка балует потребителя относительными новинками типа «Калины» или «Приоры», в отличие от зарубежного производителя. И это несмотря на благоприятные условия, созданные государством в рамках программы поддержки отечественного автопрома! Ижевский же автозавод новому собственнику пришлось поднимать совсем в других условиях. Тем не менее Группа «СОК» свой выбор сделала и всерьез задумалась о том, чтобы превратить завод в одно из самых современных предприятий России. В отсутствие собственного конкурентного продукта решено было сделать ставку на сотрудничество с одним из крупнейших мировых автоконцернов — корейской KIA Motors. После многочисленных переговоров стороны подписали соглашение о стратегическом партнерстве.

Уже в 2005 году с ижевского конвейера сошла первая корейская KIA Spectra, а в 2008-м завод произвел более 80 тысяч современных автомобилей с международным сертификатом качества. При этом каждый год специалисты «ИжАвто» осуществляли запуск на конвейере новых моделей корейских автомобилей, среди которых KIA Rio и KIA Sorento. Автомобили «ИжАвто» получили высокую оценку МЧС и МВД.

Следующим этапом развития «ИжАвто» должно было стать стратегическое партнерство с «АвтоВАЗом». В конце 2007 года Группа «СОК» начала переговоры с руководством тольяттинского завода о продаже «ИжАвто». При этом стоит отметить, что одновременно интерес к удмуртскому заводу проявили сразу несколько автомобильных компаний, среди которых были китайские производители и украинская компания «Богдан».

По информации представителей руководства Группы компаний «СОК», получив заверения топ﷓менеджеров «АвтоВАЗа» о готовности купить актив, они отказались от переговоров с другими стратегическими инвесторами в пользу Волжского завода. В рамках переговоров «АвтоВАЗ» однозначно дал понять, что не заинтересован в дальнейшем сотрудничестве с KIA Motors, в связи с чем Группа «СОК» начала плавный процесс сворачивания отношений с корейской стороной. Так, в июле 2008 года Группа «СОК» была вынуждена отказаться от подписания протокола с KIA Motors по сборке на «ИжАвто» новой модели KIA Serato в объеме 30 тысяч автомобилей в год, а также от переговоров по сборке других корейских моделей, включая KIA Seed. Сделав ставку на «АвтоВАЗ», Группа «СОК» должна была выполнить и другое условие — отказаться от функций дистрибьютора KIA Motors в России с последующей продажей своей дистрибьюторской компании SOKIA. К слову сказать, менеджмент компании всего за два года добился того, что KIA Spectra ижевского производства стала входить в десятку самых продаваемых автомобилей в России. А качество производимых в Ижевске автомобилей KIA Spectra не просто было высоким, но по такому показателю, как PPM (количество дефектов на миллион изделий), по признанию самой КИА, превосходило качество корейской сборки.

Кстати, по мнению ряда экспертов, именно ставка Группы «СОК» на сделку с «АвтоВАЗом» внесла коррективы и в антикризисные планы правительства в отношении «ИжАвто». Градообразующий автозавод, занимающий 168-ю строку в топ-400 предприятий, не был включен в федеральный список предприятий, на которые распространяется государственная поддержка. Генеральный директор Ижевского автозавода Михаил Добындо рассказал: «При принятии решения в правительстве, очевидно, исходили из того, что «Иж-Авто» будет куплен «Авто-ВАЗом», и ситуация рассматривалась, что называется, в одном пакете. Действительно, руководство «АвтоВАЗа» неоднократно подтверждало свое намерение купить актив. Но вышло иначе, и в итоге завод остался и без господдержки, и без сделки». К тому же «ИжАвто» остался без новых корейских моделей и без стратегического инвестора.

Почему же руководство «АвтоВАЗа» решило внести столь существенные коррективы в свои первоначальные планы в отношении покупки «ИжАвто»? Как известно, государство в период кризиса оказало «АвтоВАЗу» существенную поддержку, не считая правительственных гарантий по будущим кредитам автогиганта, включая французские займы на оплату лицензии на производство платформы Logan, и не считая 1 млрд. долларов США, которые альянс Renault — Nissan в прошлом году заплатил за свой 25-процентный пакет акций «АвтоВАЗа».

Возникает вопрос: а как же основные акционеры «АвтоВАЗа» распорядились такими деньгами, если по итогам 2008 года автогигант оброс долгами? Убытки «Авто-ВАЗа» по итогам прошлогоднего хозяйствования по официальным данным составили более 6 млрд. рублей. А долги перед кредиторами к весне превысили 45 млрд. рублей. Немудрено, что господдержки в виде беспроцентной ссуды автогиганту оказалось мало: «АвтоВАЗ» намерен занять у госбанков еще более 90 млрд. рублей.
Кстати, разницу между государственными и частными собственниками по части управления активами недавно в своем выступлении подчеркнул глава РСПП Александр Шохин. Говоря об автопроме и проблемах «АвтоВАЗа», он высказался за эффективность частного управления, которая позволила бы «АвтоВАЗу» преодолеть кризис с меньшими затратами бюджетных средств. Возможно, противоположные взгляды на развитие автопроизводства и стали причиной того, что партнерство «АвтоВАЗа» с собственником ижевского автозавода не состоялось.

Впрочем, информированные источники называют в том числе и другие причины, например, о том, что Группа «СОК» предложила руководству «АвтоВАЗа» и госкорпорации Ростехнологии план вывода автогиганта из кризиса без всяких государственных дотаций. Кстати, наличие такого плана и то, что он был передан адресатам, подтвердил официальный представитель Группы «СОК» Дмитрий Румянцев.

Можно, конечно, дискутировать об этом плане, оппонировать содержанию предлагаемых им мер или взяться за совместную их доработку, но до этого дело пока так и не дошло. Более того, сделка с высокой долей вероятности так и не состоится.

Если учесть, что антикризисный план, позволяющий вытянуть «АвтоВАЗ» без бюджетной поддержки, актуален и действительно жизнеспособен, то получается, что обещанная господдержка может и не пригодиться. Всем ли это по нраву? Ведь, как известно, бюрократические планы порой имеют и свою историю, которая не всегда совпадает с национальными интересами.

Мнения

Михаил Фрадков
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ, 2005 ГОД, В ХОДЕ ВИЗИТА В УДМУРТСКУЮ РЕСПУБЛИКУ:

С началом выпуска современного российского легкового автомобиля KIA Spectra Ижевский автозавод, по существу, открывает новую страницу в истории автомобилестроения в Удмуртии и новый этап развития всей автомобильной промышленности и смежных с ней отраслей.

Сергей Иванов

ПЕРВЫЙ ВИЦЕ-ПРЕМЬЕР РФ, 2007 ГОД, ВО ВРЕМЯ ВИЗИТА НА ИЖЕВСКИЙ АВТОЗАВОД:

За 2003 года предприятие научилось хорошей сборке.

Юрий Гейко

ИЗВЕСТНЫЙ АВТОЖУРНАЛИСТ, ВЫБРАВШИЙ ДЛЯ СВОЕГО КРУГОСВЕТНОГО ТУРНЕ ИЖЕВСКУЮ SPECTRA:

«ИжАвто» - современный завод европейского уровня. В отличие от предприятий, где собирают российские автомобили, в Ижевске более бережно относятся к комплектующим.

Дословно

Заявления президента «АвтоВАЗа» Бориса Алешина о сделке по «ИжАвто»
Август 2008, РИА «Новости»: «Мы закончили оценку и приняли решение о покупке «ИжАвто». Сделка будет завершена к концу 2008 года».

Сентябрь 2008 года (интервью «Ведомостям»): «Что касается «ИжАвто», то мы завершили due diligence предприятия, сейчас идут переговоры о цене. Надеемся объявить о сделке уже в этом году... Внесу интригу: «ИжАвто» будет использоваться также для расширения выпуска моделей альянса «АвтоВАЗ» - Renault - Nissan».