08 декабря 2016г.
МОСКВА 
-3...-5°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.91   € 68.50
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

"ИДЕАЛЬНЫЙ ВЗРОСЛЫЙ" - ЭТО КОМПЬЮТЕР

Иванова Елена
Статья «"ИДЕАЛЬНЫЙ ВЗРОСЛЫЙ" - ЭТО КОМПЬЮТЕР»
из номера 095 за 28 Мая 2001г.
Опубликовано 01:01 28 Мая 2001г.
В одной из школ Москвы провели интереснейшее социологическое исследование. Ученикам предложили сочинить идеальный образ взрослого. И вот что получилось.

Идеальный взрослый - это человек, который рядом всегда, когда нужен, и не вмешивается в дела детей, когда они этого не хотят. Понимает их проблемы. Справедлив, дружелюбен. Позволяет ошибиться. Но не унижает личность ребенка. Хвалит за дело. Умеет много, знает много, он - авторитет. С ним интересно. Не кричит, не надоедает наставлениями. С удовольствием общается. И главное - дает возможность детям самостоятельно жить.
Прочитав все это, мы пришли к неутешительному выводу: большинство родителей и учителей никак не удовлетворяют этим идеальным представлениям своих воспитанников. Но вот компьютер всему этому удовлетворяет полностью:
- если он включен, то всегда в распоряжении ребенка, всегда дружествен, открыт и доступен;
- позволяет несколько раз пройти один и тот же путь в любой игре, справедливо поощряет ребенка за достижение наилучшего результата и справедливо наказывает за промашки;
- это непререкаемый авторитет, который умеет и знает больше, чем ребенок, запоминает лучше, может работать намного быстрее и качественнее, но не вмешивается в детскую жизнь;
- это всегда что-то таинственное. Ведь сразу неизвестно, как играть в ту или иную игру, что будет дальше. Он стимулирует интерес, желание идти вперед и вперед;
- он необыкновенно разнообразен. Сегодня предоставляет одни возможности общения с ним, завтра - другие;
- позволяет ребенку как бы остаться одному и в то же время не чувствовать себя одиноким;
- позволяет управлять собой. Дети чувствуют, что от их умений и знаний зависит многое.
Короче, компьютер действительно стал другом. Товарищем, участником занятий и развлечений, стал членом семьи. Он везде... И в этой ситуации было бы глупо ограничивать общение с ним, запрещать, пропагандировать его вредность. Но ведь девочки и мальчики часами сидят у экранов: уходят в свой особый мир общения с "интеллектуальной" машиной, портят зрение, сутулятся. Порой перестают общаться со сверстниками, не гуляют. Только играют и играют целыми днями, забывая про уроки. Родители, педагоги, психологи, медики ищут ответы на вопросы: "Что же это за феномен - компьютер? Чего больше он приносит: вреда или пользы?"
Действительно, все неоднозначно. Современный мир предъявляет к человеку, будущему работнику, определенные требования. И одно из них: умение работать на компьютере, быть грамотным пользователем. К тому же компьютер обеспечивает быстрое усвоение школьной программы, расширяет кругозор. Учит использовать энциклопедические издания. Будущее, без сомнения, связано со всеобщей компьютеризацией. И потому "отлучать" детей от компьютера бессмысленно и вредно.
Сам компьютер как машина, естественно, не вреден, если соблюдать минимальные медицинские рекомендации, которые обезопасят зрение, сохранят осанку. Зло идет от людей, которые напридумывали бестолковые игры, нашпиговали Интернет информацией о насилии и сексе.
Мне нравится шутка, что наиболее популярные у наших детей компьютерные игры развивают только спинной мозг, а не головной. То есть тренируют быстроту реакций, скорость нажатия клавиш, но не заставляют мыслить. И это правда. Уровень агрессивности многих игр очень велик. Убийства, насилия, разрушения, жуткие фигуры, темные краски, ощеренные рты, давящая искусственная музыка. К чему это ведет, понятно: к жестокости, безвкусице, безразличию, тупости. Когда родители противятся бесконечному, бесполезному и даже вредному сидению ребенка у экрана компьютера, то их можно понять. Но нельзя понять их бездействие, нежелание или неумение отобрать обучающие, информационные программы для детей - ведь игры, как правило, передаются от одного ребенка к другому. Ни родители, ни педагоги в этом не участвуют.
А компьютерный рынок сейчас несказанно богат; можно найти программы для самых маленьких ("рисовалки", "считалки", "собиралки"), обучающие - для детей постарше (иностранные языки, правописание, физика, химия), а также энциклопедии, справочники, редакторы, тренинги. Недавно моя знакомая пыталась дозвониться домой. Звонила целый час. Занято. Наконец ответили, и она с раздражением спросила: "Кто висел на телефоне?" Последовал ответ: "Это Маша (8-летняя внучка) сидела в Интернете". В состоянии ли она усвоить то, что дает машина, и можно ли ею заменить школу и учителя? А вот мой сосед - юноша 16 лет. Не делает ничего, не учится ничему, неграмотен и неинтересен. С утра до вечера стреляет по виртуальным врагам на экране, набирается опыта у монстров и роботов.
Тут еще что важно? Многие папы и мамы никогда не садились за компьютер, если сказать честно, попросту боятся его. Педагоги преподают основы компьютерной грамотности в классе, где нет компьютеров. Что получается: взрослые находятся как бы в стороне от современных информационных технологий и не могут через собственный опыт понять и оценить возможности компьютера, его влияние на личность. Поэтому прежде всего очень важно самим научиться по крайней мере тому, что уже умеет сын или дочь. Тогда легче будет разрушить чисто психологическую преграду непонимания со своими детьми и оберегать их от вредного влияния, руководить ими в общении с компьютером.
Еще существенный момент. Очень важно, чтобы программы, с которыми работает ребенок, соответствовали его возрасту и по форме, и по содержанию информации, которую он получает! Нельзя забывать, что компьютер создан взрослыми людьми, программы написаны взрослыми людьми. Ребенок, неокрепший и неопытный, окунается во взрослый, часто враждебный и непонятный мир. Как бы не произвело это эффект заряженной винтовки, попавшей в руки дошкольнику. В этом смысле особую опасность представляют сети Интернета. Оставаясь один на один с океаном информации, любопытный ребенок, естественно, не ограничится необходимыми для урока материалами о физических законах, а будет искать необычную, чаще всего запретную для него информацию: убийства, насилие, наркотики, секс и прочее. От взрослых зависит сделать недоступными для детей те сайты, которые снабжают несозревшие умы подобными знаниями. Такой опыт уже есть в ряде стран Европы и США: вы звоните в фирму, и специалисты с помощью несложных манипуляций могут заблокировать просмотр нежелательных страниц Интернета.
Компьютер облегчает и может ускорить выполнение многих умственных операций. Но дело в том, что взрослый человек уже умел все это делать и без компьютера. Машина лишь ускоряет достижение результата. А ребенок? Если он станет считать на компьютере, не освоив счета в уме, то никогда не научится делать это сам. Золотое правило: "Всему свое время! Поспешишь - людей насмешишь!" По своему опыту знаю, что современные подростки не владеют устным счетом. При выполнении каких-то арифметических заданий просят счетную машинку или используют калькулятор на компьютере. Пишут коряво, с ошибками, уповая на то, что существуют встроенные редакторы в компьютерных программах. С малых лет ребенок ориентируется на то, что будет работать, используя вычислительную технику, которая станет сама считать, проверять ошибки, красиво печатать. Компьютер очеловечивается. Возникает ощущение, что это он сам считает, сам проверяет, сам все умеет. На самом деле, чтобы он что-то делал, необходимы программы, написанные специалистами - людьми. А чтобы такие программы написать, необходимы человеческие знания и умения. Как важно, чтобы дети это понимали. Пока, слава Богу, человек все-таки умнее компьютера. Но, если верить научно-фантастической литературе, недалек тот день, когда компьютер произведет компьютер без человеческой помощи. В этот момент и закончится превосходство разумного, чувствующего, думающего человека над холодной и расчетливой машиной. Не дай Бог!
Компьютер способен до неузнаваемости изменить характер ребенка. Куда деваются его живость, общительность, наивность? Дети, для которых компьютер становится основным источником знаний, развлечений, информации, отличаются замкнутостью, некой отрешенностью от реальной жизни. У них нет друзей, их не привлекают игры со сверстниками, самые замечательные книги. Им становится не нужен никто, кроме Его Величества Компьютера. Таким образом, может родиться новый тип человека - человека технологического общества. Общества роботизации. Кибернизации. И снова скажу: не дай Бог.
В заключение, наверное, надо обратить внимание на то, что сама проблема - компьютер и человек, а тем более компьютер и ребенок чрезвычайно молода. Нельзя сослаться на какие-либо серьезные исследования по поводу психологического воздействия этой уникальной машины на людей. Быть может, этот Союз подарит миру человека с совершенно новыми, особыми качествами. Будем надеяться, что эти качества будут нести только добро!


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников