КОЛИ В КРАНЕ НЕТ ВОДЫ

Предыстория этого затянувшегося конфликта такова.В квартиры воронежцев вода подается от случая к случаю, по графику, удобному для "Водоканала". Это вынудило ветерана Валентина Ваулина в прошлом году подать иск в суд о возмещении ему материального и морального ущерба, нанесенного коммунальщиками. В своем заявлении правдоискатель так и написал: не он в долгу у коммунальщиков, как те уверяют, а наоборот. Во-первых, он платит за нерегулярное водоснабжение как за бесперебойное, то есть больше, чем надо. Во-вторых, требует компенсации за ремонт квартиры, потому что постоянное хранение запасов воды в ванне, тазах и ведрах привело к образованию плесени на стенах, отклеиванию обоев. В общем, пенсионер подсчитал, что вместе с моральными издержками "Водоканал" задолжал ему 40 тысяч рублей.

Суд Советского района Воронежа, рассмотрев этот иск, постановил: взыскать с Муниципального унитарного районного эксплуатационного предприятия "Воронежводоканал" (МУРЭП) в пользу челобитчика 921 рубль. Сумма невелика, но все равно это стало городской сенсацией: можно, оказывается, необязательных коммунальщиков прижать и рублем!
Докучливый пенсионер на достигнутом не остановился. Он написал новое заявление в суд, требуя признать незаконным распоряжение главы города Александра Ковалева (от 6 марта 2001 года), согласно которому устанавливалась регламентированная подача воды в жилые дома: с 6 часов утра до 11.30 и с 17.00 до 22.30. При этом мэр ссылался на постановление федерального правительства, дающее право коммунальщикам "упорядочивать водоснабжение". Правда, в правительственном документе сказано, что перебои с водой могут быть оправданы только при аварийных ситуациях и стихийных бедствиях. В тех случаях, когда потребитель, пусть и по уважительной причине, лишается нормального водоснабжения даже на 8 часов в течение одного месяца, он вовсе не обязан платить за услуги в полном объеме. Правдоискатель Ваулин добавил к своему иску и то, что берут с него за воду в объеме 350 литров в сутки, а выдают от силы 250.
Представленные аргументы и должен был рассмотреть новый суд. Но намеченное на декабрь прошлого года разбирательство не состоялось. Якобы по вине журналистов: не хотели они по требованию судьи покинуть зал... И так - до нынешнего мая.
О неравной борьбе покупателя коммунальной воды с ее прижимистыми продавцами мы уже рассказывали ("Труд", 9 января 2002 года). Теперь - о том, чем закончилась вся эта история.
Пока судебные заседания переносились с одной даты на другую, ситуация на коммунальном фронте обострилась. Воронежцы получили от МУРЭПов квитанции, где оплата за горячую воду, которая тоже подавалась по графику, а частенько и с нарушением его, увеличилась почти в три раза. И квартплата резко повысилась. Закончилось это, как все помнят, 25-тысячным митингом протеста жителей, которые вышли на главную площадь города.
Коммунальная реформа, по здравому разумению пенсионера Ваулина, - не только новые тарифы, но, прежде всего, кардинальное улучшение качества услуг. Тем, кто покупает эти услуги, не надо предлагать "кота в мешке". Люди должны знать, за что платят. Быть уверенными, что не отключат воду, что батареи зимой будут горячими, что вызванный слесарь исправит кран.
А что же последний суд? Он вынес вердикт: распоряжение главы города о регламентированной подаче воды в жилые кварталы остается в силе. По сути дела, истцу было отказано в законной защите прав потребителя. Не потому ли все так тянется, чтобы не создавать заразительного примера для новых исков? Тем более что качество самой воды в городе по санитарно-питьевым параметрам никак не укладывается в принятые стандарты...
Воронежский правдоискатель Ваулин не теряет надежды довести тяжбу с коммунальщиками до победного конца.