КУДА ДЕЛСЯ ХЛЕБ?

Сегодня в Белом доме на Краснопресненской набережной состоится заседание правительственной комиссии по аграрной политике под председательством вице-премьера Алексея Гордеева. Речь пойдет о критической ситуации, сложившейся с обеспечением страны продовольственной мукой и хлебом.

Первый "звоночек" прозвучал еще в феврале, когда хлебопеки обратились с письмом к правительству: дефицит зерна на внутреннем рынке начал сказываться на цене и качестве хлеба. Некоторые производители компенсировали дефицит хорошей муки всевозможными технологическими уловками и применением различных добавок. На днях на экстренное заседание собрался Совет отраслевых союзов АПК, на котором была предпринята еще одна попытка привлечь внимание правительства.
Рост цен на продовольственную пшеницу, из которой пекут хлеб, с начала года составил 35 процентов. При этом хлеб подорожал только на 5 процентов. В результате, например, только в Москве семь крупных хлебозаводов несколько месяцев работают "на нуле" и практически готовы к остановке. Похожая ситуация во многих регионах. Об этом говорили представители крупнейших предприятий страны, выступавшие на заседании совета.
Но главный вопрос: сколько в стране осталось продовольственной пшеницы? ("Сколько вешать?" - как в той надоевшей рекламе.) Ведь экспорт именно этой категории зерна за прошедший сезон вырос втрое. Эксперты подсчитали, что из России вывезено около 15 млн. тонн зерна. В лучшем случае летом у нас остается около 5 млн. тонн - это гораздо ниже планки требований продовольственной безопасности. Фонд продовольственных интервенций, в который, по отчетам, было закуплено 2,8 млн. тонн продовольственного зерна, на самом деле оказался куда скромнее и реально составляет едва ли половину от этого объема. Участники встречи отраслевых союзов решили конкретизировать свои вопросы к правительству. В первую очередь надо решить: запускать ли механизм товарных интервенций? Некоторые аналитики утверждают, что поезд уже ушел и остается надеяться, что скупщики зерна сами начнут сбрасывать остатки для подготовки к приему нового урожая. Другие считают, что остатки у трейдеров слишком малы и их реализация не приведет к снижению цен на зерно. Мукомолы предлагают жесткую схему распределения зерна по предприятиям или хотя бы регионам с обязательным требованием к допущенным до "пирога" соблюдать определенные социальные обязательства. Нужен ли нам импорт зерна, откуда и на каких условиях? Участники встречи в связи с этим называли государство, готовое хоть завтра начать отгрузку зерна в Россию, - это Казахстан.
Сегодняшние события наглядно демонстрируют, что хлебный рынок должен быть прогнозируемым и управляемым, участники должны иметь достоверную информацию о запасах зерна на каждый месяц. Для этого существует масса способов. Например, для сдерживания роста цен может быть принята программа адресной поддержки основными товарами продуктовой корзины, как это практикуется в других странах. Еще одна составляющая - доля торговой надбавки для розничной сети. По оценкам специалистов, сейчас она достигает 40 процентов в стоимости товара, и ее никто не регулирует. Можно установить некий коридор, за пределы которого продавцы социально значимых товаров не должны выходить ни в коем случае. Или потребовать от энергетиков и коммунальщиков заморозить тарифы для предприятий, выполняющих социальный заказ.
Положение на рынке зерна мы попросили оценить председателя Совета отраслевых союзов АПК депутата Виктора СЕМЕНОВА.
- Производители хлеба оказались в сложной ситуации. Ее нельзя замалчивать. Осенью мы недосеяли 1,8 млн. га, до 40 процентов озимых погибло. Яровой клин сокращается из-за колоссальных убытков земледельцев в прошлом году. Надо меры предпринимать, чтобы завтра в погоне за прибылью частные компании не оставили страну без хлеба. Разумеется, проще всего ввести определенные ограничения, например тарифные. Но если следовать экономической, а не административной логике, то государство должно не лимитировать экспорт, а предложить более привлекательные условия для продажи зерна дома. Ведь пока те, кто урожай продавал за рубеж, получали деньги по контрактам вовремя и сполна, а родное государство как покупатель не может похвастаться такой же обязательностью.
Людей волнует, подорожает хлеб или нет? Думаю, что да. Ведь сельское хозяйство много лет было заложником несбалансированной ценовой политики, и рано или поздно это обернется подорожанием на прилавках. Но весь вопрос: насколько вырастет цена? Если пустить все на самотек, то мы получим взлет цен и социальный взрыв в обществе. Если сумеем найти противоядие, повлиять на процесс и направить в нужное русло, - критических последствий можно избежать.