ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ К МИРУ

Процесс ближневосточного "умиротворения", импульс которому дала встреча в Шарм аш-Шейхе израильского премьера Ариэля Шарона и лидера Палестинской автономии Махмуда Аббаса, застопорился. Обе стороны столкнулись с немалыми трудностями.

В Израиле Шарон для осуществления своего плана размежевания с палестинцами - полного ухода из Газы и ликвидации четырех поселений на Западном берегу - вынужден преодолевать весьма ожесточенное сопротивление ультраправых сил, которые грозят гражданским конфликтом, а также выбивать из США дополнительную финансовую помощь. Шарон маневрирует: отложил до августа начало выселения еврейских поселенцев, делает противоречивые заявления, например, о недопустимости раздела Иерусалима, что неприемлемо для палестинцев.
В стане палестинцев также растет внутренняя напряженность. Аббасу удалось добиться прекращения огня со стороны экстремистских организаций, он сумел зажечь надежду у палестинского народа, испытывающего неимоверные лишения - нехватку продовольствия, повальную безработицу, хозяйственную разруху и, главное, бремя оккупационного режима. Однако израильская практика расширения поселений и захвата земель, несмотря на договоренность в Шарм аш-Шейхе об их полной приостановке, не прекращается. По словам палестинского посла в Москве Хайри аль-Ориди, на палестинских землях действует 750 израильских контрольно-пропускных пунктов. А это, естественно, парализует нормальную жизнь. Палестинцы жалуются, что, несмотря на перемирие, израильтяне продолжают наносить превентивные удары с целью ликвидации бойцов этих организаций и проводят зачистки населенных пунктов, вызывая ответные нападения. Вместо 900 палестинских заключенных на первом этапе "умиротворения" были выпущены на свободу только 400, а вместо пяти палестинских городов израильские войска эвакуированы только из двух.
Сам же план Шарона обсуждается, по словам посла, как внутренняя израильская проблема, как будто палестинцев - основной договаривающейся стороны - не существует. Мы не знаем, говорит посол, порядка вывода израильских войск из поселений, с нами не согласованы меры безопасности, не оговорена передача имущества и строений, не ясен статус высвобождаемых территорий и дальнейшее взаимодействие обеих сторон.
В этих условиях палестинцы испытывают все большее замешательство и разочарование, что, естественно, усложняет положение Махмуда Аббаса, решительно сделавшего ставку на мирное урегулирование. Столь ожидаемые плоды мира для палестинцев так и не материализовались. Отчасти это недовольство отразилось на результатах местных выборов, когда организация ХАМАС получила довольно много мест в муниципальных органах власти. Хотя у ФАТХа, возглавляемого Аббасом, там твердое большинство, эти результаты весьма настораживают.
Между тем позиция властей автономии, как отметил посол, предельно ясна. Махмуд Аббас неоднократно заявлял о желательности привлечения экстремистских организаций к нормальной демократической политической жизни и их подключения к структурам власти на разных уровнях. Если прекратится оккупация, этого будет достаточно для отказа от насилия и демонтажа боевых организаций.
В целом мы ожидаем, говорит посол, более активных действий со стороны международной "четверки" посредников - США, России, Евросоюза и ООН - по претворению в жизнь плана "дорожная карта", только частью которого можно рассматривать план Шарона. К сожалению, эффективности "четверке" не хватает. Возьмем, например, предложение Владимира Путина провести в Москве ближневосточную мирную конференцию, чтобы определить дальнейшие шаги на пути урегулирования. Израиль тут же отверг эту, на наш взгляд, конструктивную идею, и Вашингтон поспешил поддержать Шарона.
Вообще в подходе США к Ближнему Востоку явно сквозят двойные стандарты. Так, нам стало известно, что Вашингтон в последнее время резко активизировал контакты со всеми арабскими исламскими организациями - ХАМАСом, "Исламским джихадом", "Хизбуллой", которые он же именует террористическими. И при этом нас обвиняют в том, что мы, дескать, либеральничаем "со своими экстремистами".
Что касается визита президента России на палестинскую землю (а этот шаг беспрецедентен), то он был встречен весьма горячо, говорит палестинский посол. Мы постарались организовать его так, чтобы все прошло без сучка без задоринки. Значение посещения Владимиром Путиным Палестины огромно, и его благотворные последствия будут ощущаться еще долгое время.
США предоставят Палестинской автономии 50 миллионов долларов, сообщил президент Буш во время переговоров с лидером Палестинской автономии Махмудом Аббасом. Эти средства будут использованы для улучшения качества жизни палестинцев, в первую очередь проживающих в секторе Газа. "Финансовая помощь необходима для успешного претворения в жизнь плана по выводу израильских поселений из сектора Газа", - подчеркнул президент Буш.