МИККИ РУРК: ВТОРАЯ ВЕРСИЯ

Тайфун под названием "Кинофестиваль" в течение двух недель трепал Канн, и вот он постепенно начинает приходить в себя, приобретая обычный облик курортного городка.

В этом году он был свидетелем необычного события: бастион кинематографии оккупировали страшноватые межгалактические ратники в белых доспехах и шлемах, которых создатель "Звездных войн" Джорж Лукас привез с собой на премьеру "Мести ситхов" - последней главы космической эпопеи. Спортсмены, как никогда прежде, блистали своим присутствием на 58-м Каннском киносмотре. И во многом благодаря Пеле. Лучший футболист XX века, которому исполнилось 64 года, участвовал в фестивале в качестве... героя посвященной ему двухчасовой ленте бразильского документалиста Анибала Массани. Оказывается, знаменитый бомбардир серьезно подумывал о карьере профессионального актера и даже снялся в 1981 году вместе с Сильвестром Сталлоне и Майклом Кейном в фильме "Побег ради победы", в котором события разворачиваются во время второй мировой войны. Отметился на Лазурном Берегу и нынешний "Зевс мяча" англичанин Дэвид Бекхэм, которому досталась роль в ленте "Гол!" о похождениях 19-летнего латиноамериканца, мечтающего попасть в клуб "Ньюкасл".
Как это бывает, далеко не все остались довольны выбором жюри, которое в этом году присудило "Золотую пальмовую ветвь", кстати, работы швейцарских ювелиров, стоимостью в тридцать с лишним тысяч долларов, за остросоциальную ленту из жизни маргиналов "Ребенок" бельгийцам братьям Дарденнам. Но, как говорится, на всех не угодишь, хотя, думаю, это можно было сделать, если бы "золото" досталось "Сломанным цветам" американского независимого (от Голливуда) режиссера Джима Джармуша. Ведь эта лента с глубоким подтекстом, ироничная и смешная с великолепной на полутонах игрой последователя великого Бастера Китона Билла Мюррея шла в фаворитах практически во всех опросах кинокритиков. "Цветы" получили Гран-при фестиваля, а Мюррея обошли, но вряд ли он расстроился: приз за лучшую мужскую роль достался его соотечественнику и приятелю Томми Ли Джонсу в современном вестерне "Трое похорон Мелькиадеса Эстрады", в котором тот выступил еще и в качестве режиссера.
Фестиваль, конкурсная программа которого наполовину состояла из работ отнюдь не новичков, а мастеров, давно себя зарекомендовавших как в Канне, так и на других мировых киносмотрах, подтвердил тот факт, что, как говорят французы, "постаревшие обезьяны еще не разучились строить уморительные гримасы". К ним, понятно, относятся и братья Дарденны, и Джим Джармуш, и Михаэль Хенеке (его "Тайна" получила приз за режиссуру). Но и фестивальные "неудачники" из этой когорты, которым наград не досталось, показали в Канне весьма добротные картины, как, к примеру, "Не входи, не постучавшись" Вима Вендерса или "История насилия" канадца Кроненеберга. Сюда также стоит отнести "Город зла" Роберта Родригеса, автора нашумевших лент "От заката до зари", "Дисперадо", "Дети-шпионы". На этот раз Родригес поразил всех необычной эстетикой на стыке игрового кино и комиксов, чего он смог добиться благодаря новейшим компьютерным технологиям.
В "Городе зла" главное не содержание, а то, как фильм сделан. Недаром в Канне заговорили о том, что Родригесу удалось изобрести новый вид искусства - искусство ХХI века. Эта лента знаменательна еще тем, что в ней после долгого перерыва на экране появился Микки Рурк, прославившийся в 80-е годы сверхчувственным дуэтом с Ким Бессинджер в "Девяти с половиной неделях". Сознаюсь, поначалу, несмотря на то, что его имя было крупными буквами обозначено в титульном списке рядом с Брюсом Уиллисом и Бенисио Дель Торо, я не узнал Рурка в роли похожего на монстра завязавшего уголовника Марва. А ведь еще совсем недавно, казалось, что актеру уже никогда не суждено вернуться в кино. Человек больших страстей, беспредельщик, он, как говорят французы, "жег свою жизнь с обоих концов свечки". Наркотики, пьяные драки, более чем сомнительные компании. "Дошло до того,- с горечью рассказывал Микки в Канне, - что я лишился всего: жены, дома, денег, уважения людей и к самому себе". В Голливуде все отвернулись от катящегося под уклон актера, считая его потерявшим рассудок, и поставили на нем крест. "Мне помог психиатр,- поведал он. - Я думал, что разберусь со своими проблемами за год, у меня на это ушло десять лет". Даже без страшной маски Марва сегодня лицо Микки Рурка лишь отдаленно напоминает красавчика из "Девяти с половиной недель". Оно похоже на поле брани после битвы с пороками, которые, будем надеяться, актеру удалось побороть навсегда.