МАГАЗИНЫ ПЛЕТУТ СЕТИ

Через два-три года большинство супермаркетов в столице будут сетевыми. Они откроются вместо магазинов шаговой доступности.

Сегодня в Москве работает 9 тысяч продуктовых магазинов. Только полторы тысячи из них сетевые, все остальные - "одиночки". В ближайшие два-три года пропорция перевернется: долю сетевых магазинов увеличат до 50-60%. Об этом заявил заместитель руководителя городского департамента потребительского рынка и услуг Анатолий Кочетков.
По задумке властей, сети будут конкурировать и бороться за каждого клиента, это повысит качество продукции и обслуживания.
- Одиночкам конкурировать с сетевиками все сложнее, - комментирует аналитик финансовой корпорации "Открытие" Ирина Яроцкая. - Арендаторы и поставщики обычно охотнее идут навстречу крупным фирмам, поэтому они закупают продукты дешевле и делают меньшую наценку.
Одиночек вытеснят с рынка. То есть политику местных властей по созданию небольших магазинов шаговой доступности можно считать завершенной. Правда, лавки вряд ли исчезнут за два-три года.
- Даже при весьма высоких темпах роста сетевых компаний (в среднем 25-30% ежегодно) изменение структуры рынка вряд ли возможно за два-три года, - считает аналитик компании "Финам" Максим Бородин.
Но вот чего точно не следует ожидать, так это улучшения качества обслуживания.
- Сетевики активно развиваются. И им нужно все больше персонала. Гипермаркеты берут всех подряд, но не всех успевают обучить, и качество обслуживания хромает, - говорит Ирина Яроцкая.
Через несколько лет они насытят рынок торговыми точками, на это уйдет пять - восемь лет. Тогда они сменят политику агрессивного захвата покупателя на политику мягкого завоевания. И качество товаров и сервиса пойдет вверх.
- Это серьезный удар по малому бизнесу, - считает председатель Всероссийского движения "За честный рынок" Илья Хандриков. - Он коснется и продавцов, и производителей. Крупные сети обычно приводят за собой своих поставщиков, чаще всего - импортеров. Им неинтересно работать с мелкими производителями, фермерами, продукцию которых представляют магазины-одиночки. К примеру, в Польше рынок захватили крупные сетевые игроки, а мелкая торговля была уничтожена.
Правда, эксперты считают, что магазинчики выживут: у них всегда найдется свой покупатель, который ленится после работы топать лишний квартал.