Спилберг не разглядел «Красотищу»

Пока Париж протестовал против гейских браков, Канны отдали «Золотую пальму» фильму об однополой любви

Французы, хозяева крупнейшего мирового кинофорума, каждый год надеются выиграть «Золотую пальмовую ветвь». На этот раз удалось — жюри под председательством Стивена Спилберга отдало вожделенный приз французскому фильму «Жизнь Адели» режиссера Абделатифа Кешиша.

Вручала «пальму» член жюри Ума Турман. Еще до объявления результатов, как только картину показали прессе, местные критики взахлеб превозносили достоинства картины и выставляли Кешишу наивысшие баллы. Пикантность ситуации в том, что в «Жизни Адели» речь идет об однополой любви, фильм довольно откровенно повествует об отношениях двух девушек. Пережив бурную взаимную страсть и несколько лет пожив как супруги, героини расстаются, и одна из них, Адель, никак не может смириться с тем, что все закончилось. Занятно: ровно в то время, пока в Каннах решали, кому отдать «пальму», в Париже 150 тысяч французов жарко протестовали против однополых браков.

То есть тема фильма-победителя, видимо, близка не всем. Спилберг, правда, подчеркивал, что жюри оценило прежде всего «великолепную работу трех прекрасных кинодеятелей» — режиссера и двух молодых актрис, Адель Экзаршопулос и Леа Сейду. А сам Кешиш говорит о теме фильма шире, безотносительно к полу персонажей: встреча, совместная жизнь, расставание — такое, мол, случается с какой угодно парой. Кстати, героини Кешиша тоже ходят на демонстрации — но без внятных лозунгов: политики и накала борьбы за чьи-либо конкретные права режиссер постарался избежать, ограничившись общими рассуждениями о свободе творчества и самовыражения.

Новоиспеченный лауреат больше всего известен нашим поклонникам кино по драме о магрибских иммигрантах «Кускус и барабулька». И та среда была автору ощутимо ближе, чем теперешняя попытка проникнуть во внутренний мир двух чувственных барышень. Уж слишком много тут любования картинными позами девушек, особенно в эротических сценах. Впрочем, многим поклонникам «Жизни Адели» эта живописность как раз и приглянулась. Режиссер признался, что задумывается о продолжении — хотя некоторые зрители с трудом высидели и нынешнюю трехчасовую картину.

Второй по значению (после «Золотой пальмы») приз Каннского фестиваля, называемый здесь Гран-при, жюри присудило братьям Коэн за ленту «Внутри Льюина Дэвиса». Это меланхолическая история о фолк-музыканте 1960-х годов, который ночует где придется, ест чем угостят, но, несмотря ни на какие жизненные невзгоды, каждый вечер готов выступать по клубам и мотаться через полстраны на прослушивание к очередному продюсеру. К несчастью для героя, Коэны ввели в сюжет линию с кошкой, за которой горе-музыканта друзья просили присмотреть. Так вот, во многих сценах кошка исполнителя главной роли явно переигрывает.

Призом за лучшую женскую роль отмечена Беренис Бежо, сыгравшая французскую жену, разводящуюся с иранским мужем, в фильме Асгара Фархади «Прошлое». Бежо знакома нам по фильму «Артист», за который она номинировалась на «Оскара». А лауреатом каннского приза за мужскую роль стал ветеран американского актерского цеха Брюс Дерн. В незатейливой, но трогательной трагикомедии Александра Пэйна «Небраска» Дерн изображает вздорного старика, который поверил рекламному объявлению из серии «вы выиграли миллион» и изводит чад и домочадцев намерением получить мифический выигрыш.

Приз за сценарий получил китайский режиссер Цзе Чжанке за картину «Печать греха» — об обратной стороне экономического чуда, о росте напряженности и насилия в китайском обществе. А приза за режиссуру удостоился мексиканец Амат Эскаланте: в его ленте «Хели» проиллюстрировано пагубное влияние наркобизнеса и коррупции в правоохранительных органах на жизнь одной обычной семьи. Добавив сюда приз жюри японской ленте «Каков отец, таков и сын» о двух семьях, чьих детишек перепутали в роддоме, можно сделать вывод, что Стивен Спилберг с коллегами-судьями предпочел отметить фильмы, претендующие на отражение современных реалий.

А ведь сам-то предпочитал снимать зрелищную небывальщину и фантастику. Но оказавшись в жюри, оставил изобретательное, визуально богатое кино, создающее собственные миры и материализующее фантазии, без поощрения. Впрочем, художественная ценность двух наиболее ярких фильмов конкурса, где создатели воспаряют над реальностью, чтобы явить ее с неожиданной стороны, от отсутствия призов не упала. И достойная сравнения с «Римом» и «Сладкой жизнью» Феллини «Красотища» Паоло Соррентино, и человечная вампирская лав-стори Джима Джармуша «Выживут только любовники» с великолепной музыкой наверняка останутся у публики в памяти куда дольше, чем премированные приземленные фильмы-комментарии к сиюминутным новостям.

Что до российских кинодеятелей, то единственной нашей соотечественницей, хоть как-то отмеченной в Каннах, стала Дарья Белова, студентка Берлинской киношколы, получившая на Неделе критики приз за короткометражку, снятую в Германии.

Прямая речь

Абделатиф Кешиш: «Для меня это просто история пары»

Корреспонденту «Труда» удалось задать победителю Каннского кинофестиваля несколько вопросов.

— Каково это — снимать любовные сцены с двумя героинями?

— Чувственность и страсть сложнее показать, когда люди просто сидят и едят. В эротических эпизодах у нас уже есть скульптура и хореография тел, красота лиц, остальное можно дорисовать постановкой света. Я хотел показать то, что считаю красивым, словно картину. Но я не заострял для себя внимание на том, что рассказываю именно о двух девушках, для меня это просто история пары, а не высказывание на тему гомосексуализма. Хотя лучшее высказывание, возможно, и есть съемки такой любовной истории, как любой другой.

— Вы — француз с арабскими корнями. Думали о том, что можете фильмом как-то повлиять на отношение к однополой любви среди тех, кто ее не принимает?

— Недавно я, как и другие, переживал по поводу революции в Тунисе, и думаю, что революция происходит и в области чувств тоже. Возможность свободнее самовыражаться, свободнее любить меня вдохновляет.

— В ваших фильмах важную роль всегда играет социальный аспект. Как это проявилось в «Жизни Адели»?

— Это правда, две героини принадлежат к разным социальным слоям, одна — художница, представительница богемы, интеллектуальной элиты. Другая, Адель, можно сказать, из пролетариев, она становится учительницей первоклашек. Обе девушки одинаково увлечены своим занятием, но в то же время остаются заложницами своего круга. И вряд ли можно четко очертить, где проходят социальные границы, но очевидно, что эти различия в конце концов повлияли на отношения девушек и на их разрыв.