Он сказал - поехали!

Президент провел совещание по вопросам высокоскоростных магистралей между Москвой, Питером, Екатеринбургом и Сочи

Вчера Владимир Путин провел совещание по вопросам высокоскоростных магистралей, должных соединить Москву с Питером, с Екатеринбургом и, возможно, с Сочи. «Нужно все детально проработать, — заявил президент. — Должна быть сформулирована четкая и внятная финансовая и организационно-правовая схема реализации всех этих проектов, просчитаны ожидаемые эффекты от запуска магистралей как для государства, так и для потенциальных инвесторов».

То есть по поводу целесообразности строительства сомнений нет, а вот сроки и механизм исполнения масштабного проекта главу государства не устраивают. Упрек был адресован руководителю кремлевской администрации Сергею Иванову, вице-премьеру Аркадию Дворковичу, помощнику президента РФ Эльвире Набиуллиной, министру транспорта Максиму Соколову и президенту ОАО «Российские железные дороги» Владимиру Якунину, которые прибыли в Сочи на совещание.

Напомним, что три года назад президент уже подписал указ об организации в России высокоскоростных магистралей. По подсчетам специалистов, на строительство ветки Москва — Санкт-Петербург потребуется примерно 1,12 трлн рублей, а на прокладку отдельного пути из Москвы через Казань и Нижний Новгород в Екатеринбург — еще порядка 2 трлн рублей. Однако все три года проект существовал только на бумаге. Профильные ведомства — Минтранс, Минэкономразвития и Минфин — не смогли договориться между собой: стоит ли ВСМ таких денег или лучше направить их на другие проекты? А если все-таки строить магистраль, то какую первой: в Питер или в Екатеринбург?

Только в 2013 году проект фактически был разморожен. Его новый глава, бывший губернатор Свердловской области Александр Мишарин, в апреле сообщил, что теперь в качестве первого участка ВСМ рассматривается направление Москва — Казань и ближе к осени правительству будут представлены все расчеты. Но вчера, буквально за четыре часа до совещания под руководством Владимира Путина мэр Москвы Сергей Собянин предложил главе правительства Дмитрию Медведеву использовать деньги, предназначенные для ВСМ, на развитие Московского транспортного узла. И в качестве обоснования даже представил цифры, говорящие о том, что увеличение проходимости московских дорог на 30% принесет стране больше выгоды в денежном эквиваленте, чем налаженное скоростное сообщение между Москвой, Питером, Казанью и Екатеринбургом.

Получается, единства во взгляде на ВСМ среди российских чиновников до сих пор нет. Что, в общем, вполне объяснимо: деньги на проекты отпускаются огромные и нет недостатка в желающих поучаствовать в их освоении. Вот только не получилось бы, как с прежним проектом строительства ВСМ, который закончился котлованом, вырытым в Питере под новый вокзал, который так и не был построен.

В этой связи совершенно логичным и единственно правильным кажется нам решение президента: еще раз детально проработать смету проекта, его правовую схему и ожидаемую эффективность.

История вопроса

Любопытно, что несогласие стоящих у власти товарищей оставляет нашу огромную страну без скоростных соединений уже без малого полвека. Первый проект высокоскоростной железной дороги Центр — Юг протяжеенностью 1,5-2 тысячи км обсуждался в Совете Министров СССР еще в начале 60-х. Однако тогда средства решили бросить на БАМ.

Ближе к 1990 году проект скоростной железной дороги снова замаячил в сознании власть имущих. На этот раз дорога должна была соединить 25 городов России и перевозить 53 млн пассажиров в год со скоростью 300-350 км в час. В результате, до Крыма из Москвы стало бы возможно добраться за пять часов. Однако СССР развалился, и вся проектная документация была передана специально созданной компании РАО «Высокоскоростные магистрали» в 1991 году. Однако в 2000 году было объявлено о банкротстве РАО «ВСМ».

В 2006 году ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) создало очередную компанию, назначенную наладить скоростную железнодорожную связь между разными уголками России — «Скоростные магистрали», — однако дело закончилось повышением скорости движения ряда рейсов на существующих путях — ни одной скоростной железной дороги в России пока построено не было.