До конца июня будет сокращена должность замдиректора Гатчинского дворца-музея по научной работе Валерия Семенова
Один из замечательных пригородов Санкт-Петербурга — Гатчинский государственный музей-заповедник — может быть утрачен для страны. И, похоже, не только он — если в руководстве города сохранится курс на добывание быстрых денег за счет памятников культуры.
Возведенный в конце XVIII века громадный уединенный замок, возвышающийся над тихой водной гладью: облицованные местными известняками стены башен, подземный ход, ведущий к озеру... Это — Гатчинский дворец, чья удивительная история не раз ставила его в центр общественной жизни России. В залах «пригородного Эрмитажа» до войны можно было видеть великолепную мебель и фарфор русских и западноевропейских мастеров, французскую бронзу, собрания мраморной скульптуры, живописи, исторического костюма, старинного оружия... Война и фашистская оккупация нанесли музею тяжелые раны, не залеченные полностью до сих пор. Однако основные коллекции удалось спасти, что дает возможность возродить этот уникальный историко-культурный памятник. Но именно сейчас решается вопрос, остался ли у него этот шанс.
Дело в том, что до конца июня будет «оптимизирована» должность одного из самых уважаемых в профессиональной среде музейщиков — Валерия Семенова, замдиректора Гатчинского дворца-музея по научной работе. Автор более 40 научных работ, лауреат престижных премий, он служит Гатчинскому дворцу четверть века. И вот теперь его сокращают.
— Это абсурд! — возмущается Елена Мещерякова, автор обращения сотрудников Гатчинского музея-заповедника к вице-губернатору Василию Кичеджи и главе комитета по культуре Василию Панкратову. — Должность замдиректора по науке — одна из ключевых. Ее потеря грозит падением уровня на всех направлениях работы. Мы рискуем потерять уникальный дворцово-парковый ансамбль — объект культурного наследия РФ и ЮНЕСКО.
— Ни одна выставка в восстановленных залах дворца не проходила без участия Валерия Архиповича, — напоминает председатель профкома ГМЗ Елена Скворцова.
Тревогу гатчинцев поддержали петербургские коллеги.
— Знаю Валерия Архиповича более 20 лет и допускаю, что с ним может быть трудно. Но только тому, кто не заинтересован в судьбе памятника, — утверждает сотрудник Эрмитажа Виктор Файбисович. — Стремление избавиться от профессионала высочайшего класса заставляет задуматься о компетенции тех, кто инициирует его изгнание.
— Очевидно, что сокращение связано с желанием убрать из музея человека, не поддерживающего новую политику руководства, — убеждена хранитель фонда живописи XVIII века Эрмитажа Наталья Бахарева. — Его фактически выгоняют вон, чтобы не мешал превращать дворец в развлекательный комплекс.
Вот в чем корень конфликта: нынешнее руководство музея взяло курс на превращение историко-художественного музея-заповедника в парк культуры и отдыха. Именно такая тенденция сейчас прослеживается в музейной политике всей северной столицы.
С тех пор как в Петербурге идет чехарда с назначением на должность «главного по культуре», оттуда одного за другим снимают начальников за воровство. Исключение — только Антон Губанков, возглавлявший ведомство при Матвиенко. А при нынешнем, Василии Панкратове, начались настоящие погромы. К 70-летию снятия блокады начальник от культуры пролил крокодиловы слезы над блокадным музеем, помещения которого «вдруг» оказались проданными «Рособоронсервису». Панкратов поучаствовал в чехарде с поспешным и некомпетентным переформированием музыкальных коллективов, которая привела к разгрому симфонического оркестра под управлением Николая Корнева. И вот теперь старинной Гатчине определено быть местом «народных гуляний».
Спору нет: все, в том числе и учреждения культуры, в нынешнее непростое время должны учиться зарабатывать. Но не в ущерб своему основному назначению, и со стороны государства, которому они принадлежат, должна все-таки идти главная инициатива по их развитию. Что же на деле? За 70 лет рука реставратора так и не коснулась террасы-пристани, куда дирекция зовет на те самые гуляния. Вокруг — руинированные павильоны, обелиски, на добром слове держащиеся мосты: Жителям города теперь до утра выносят мозг вопли расслабляющихся «любителей прекрасного». Конечно, при такой «концепции» серьезному историку, профессиональному музейщику не место в руководстве заповедником. Впрочем, недавно назначенная директором Гатчинского музея-заповедника Елена Гладкова (до того возглавлявшая «Шалаш Ленина в Разливе») проявила гуманизм и предложила Семенову вакантную должность... уборщика или тракториста.
Что ж, хотя бы пустые бутылки и прочую дрянь с заповедных полян будет кому убирать.