Главная Культура Афиша 19:11 28 Мая 2017 8337
К Маяковским приехала дочка

На Красной Пресне восстановлена квартира Владимира Маяковского

Елена Широян

Яркая новость для всех, кому интересен Владимир Владимирович и его эпоха: восстановлена и сделана музеем квартира поэта в столице на Красной Пресне. Сейчас это уголок Нью-Йорка в старинном московском районе — новая экспозиция открылась выставкой, посвященной дочери Маяковского Патриции (Елене) Джонс, родившейся и всю жизнь прожившей в Америке.

По адресу Красная Пресня, 36 М-аяковские жили с августа 1913-го по май 1915-го. Маленькая дощечка с надписью «Владимиръ Маяковскiй» указывает на дверной звонок, снабженный видеокамерой. Тяжелая дверь в бывшем доходном доме Кочубея открывается — несколько шагов сквозь подъезд, один марш старинной лестницы... И мы входим в узкий коридор скромной квартиры, где вместе с матерью и сестрами обитал начинающий поэт-футурист, студент Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Это единственная сохранившаяся из многих съемных квартир, которые сменили Маяковские в Москве после переезда из Грузии в 1906 году. Отсюда поэт уехал в турне по городам России вместе с соратниками-футуристами — тогда-то и прославилась желтая кофта, сшитая юному гению родными для выступлений.

Однако прежде всего новый проект Государственного музея В.В. Маяковского (ГММ) — дань памяти Патриции Томпсон (1926-2016), дочери «горлана-главаря», всю жизнь проведшей в Америке. Снимки из семейного архива и фотографии, запечатлевшие поэта в «стране небоскребов», соседствуют с мемориальными вещами Елены Владимировны (таково русское имя покойной гражданки США). Достойный настоящего литератора массивный письменный стол удивляет электрической пишущей машинкой, контрастирующей в квартире с элементами дизайна вековой давности. На столе — экземпляры книги «Маяковский на Манхэттене», написанной Патрицией по-английски и переведенной на русский, а также фрагменты машинописи с авторскими правками. Это «Фантом отца» — главный труд дочери поэта. Над ним она работала много лет, но так и не успела завершить. Вокруг разнообразие предметов, ей принадлежавших: докторская шапочка, настольная лампа, веер, в простенке над столом — множество изображений совы из разных стран (Патриция была серьезным ученым и дотошным коллекционером). На стенах соседней комнаты — написанные ею в юности картины. А на столике рядами выстроились семейные фото — они перекочевали из ее квартиры на Манхэттене.

Все эти дары — результат целеустремленной работы сотрудников ГММ с наследницей поэта. В 2014 году директор музея Алексей Лобов впервые отправился в Нью-Йорк ради встречи с Патрицией Томпсон. Тогда и была задумана выставка «Дочка», на открытие которой ее героиня собиралась приехать в Москву. Увы, поездка не состоялась — в апреле 2016-го, на 90-м году, Патриция скончалась. Однако Лобов успел договориться о том, чтобы фотографии и архив дочери поэта были переданы в музей. В Москву попали даже такие диковинки, как сшитые еще в России до эмиграции сапоги ее матери и ее же косы, отрезанные уже в Америке.

Все это детали интереснейшей выставки, которая охватывает целую жизнь Патриции Томпсон, включая и обстоятельства ее появления на свет. Роман поэта с ее матерью Элли Джонс, эмигранткой из России, вспыхнул осенью 1925 года, когда Владимир Маяковский впервые приехал в Америку. Знакомство происходило на глазах отца русского футуризма Давида Бурлюка. Два давних друга даже одновременно писали портрет Элли — эти рисунки помещены на выставке среди многочисленных фото, рядом с зашифрованным автошаржем Маяковского, где он намекает на свои отношения с русской красавицей...

 

Владимир Маяковский. Портрет работы Давида Бурлюка.

28 октября 1925 года на пароходе «Рошамбо» Маяковский отбыл в Европу, а в конце ноября вернулся в Москву. Тема Америки долго звучала в его стихах и выступлениях, однако поэт упорно молчал об эмигрантке, завладевшей его сердцем в Нью-Йорке, и о появлении ребенка.

Дочь выходца из Германии, уроженка Уфимской губернии Елизавета Зиберт вырвалась из охваченной голодом России в 1923 году, выйдя замуж за британца, сотрудника организации помощи голодающим. К моменту встречи с Маяковским их брак был фиктивным, тем не менее Джордж Джонс проявил благородство и дал свою фамилию девочке, рожденной в результате любви Элли к «пролетарскому поэту».

Сам поэт знал о рождении Элен-Патриции, а летом 1928 года видел ее в Ницце, куда приезжала Элли с дочерью. Сохранились и письма, в которых Маяковский говорит о своем желании вновь приехать к американской семье, так и не реализованном из-за интриг Лили Брик. Неслучайно факт рождения ребенка он стремился хранить в секрете. Поэтому годы спустя Патриция назвала отца «мастером умолчания»: об Элли и дочери знали лишь самые близкие его друзья. Только в одной записной книжке на чистой странице Маяковский написал карандашом: «Дочка», надолго озадачив биографов.

Хранили тайну и две Элли — мать и дочь. Только после смерти матери и отчима, спустя 60 лет после гибели поэта Елена Владимировна решилась заявить о себе и рассказать историю своих родителей.

Патриция Дж. Томпсон была состоявшейся личностью: училась в арт-колледже, работала редактором журналов, а затем стала профессором университета Нью-Йорка, автором научных исследований по экономике и социологии. И все годы собирала материалы об отце, записывала воспоминания матери. В начале 1990-х она посетила Россию, побывала в Музее Маяковского, а позднее и на родине матери в Башкирии. В 1993 году выпустила книгу «Маяковский на Манхэттене. История любви с отрывками из мемуаров Элли Джонс», недавно переизданную музеем. Патриция организовала в Нью-Йорке празднование 100-летия со дня рождения Владимира Маяковского, сотрудничала с Русско-американским культурным центром «Наследие», много делала для пропаганды в США творчества отца и русской литературы в целом.

В итоге общения Алексея Лобова с «американской дочкой» Маяковского музею удалось получить редкую коллекцию. Исполняя волю Патриции Томпсон, ее сын Роджер передал ГММ семейный архив — сорок папок с фотографиями, газетными вырезками, памятными записями и артефактами. Экспозиция, посвященная Патриции, максимально точно воспроизвела атмосферу ее кабинета и гостиной. Роджер Томпсон подарил музею часть мебели матери и предметы интерьера.

Обложка первого издания книги Маяковского об Америке.

P.S. Возможно, коллекция ГММ пополнится и другими личными вещами: так, в семье до сих пор хранится леопардовое манто Элли-старшей: Впрочем, заокеанская экзотика не должна затмевать тот факт, что почти через столетие Елена Маяковская стала полноправной обитательницей квартиры, где в 1910-е годы звучали голоса ее бабушки, двух теток и бессмертного отца.

На экраны выходит фильм «Рецепт любви», завоевавший на Каннском фестивале приз за режиссуру

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Жюльетт Бинош и Бенуа Мажимель когда-то были вместе. Встретившись на съемочной площадке, они трепетно сыграли влюбленную пару. Фото из открытых источников

Он же представляет Францию на «Оскаре» в категории «Лучший международный фильм». Тем временем другая французская картина — психологическая драма «Анатомия падения», увенчанная в тех же...

Афиша 00:05 / 16 Февраля 2024 4802
«Бесы» попутали

По следам одного политического убийства: чем роман Достоевского так бесил партократов и демократов?

Ирина Смирнова
Труд
Федор Михайлович Достоевский. Фото: © Vadim Nekrasov,globallookpress.com

9 февраля, в день памяти Ф.М. Достоевского (143-я годовщина со дня смерти), я пришла в последнюю квартиру, которую Федор Михайлович снимал в Санкт-Петербурге по Кузнечному переулку, 5/2 и где ныне располагается...

Афиша 00:45 / 07 Марта 2024 3365
Изгнание из сераля

Моцарт на берегах Волги рассказал о потерянном рае

Сергей Бирюков
Труд
В этой попытке Востока и Запада сойтись первый оказался мудрее (Осмин – Гарри Агаджанян, Педрильо – Владимир Куклев). Фото предоставлены Нижегородским театром оперы и балета

Почему «Похищение из сераля» ставится неизмеримо реже других опер Моцарта? Посмотрев премьеру Нижегородской оперы на ее новой площадке — в Пакгаузе на Стрелке, я... еще менее готов ответить на этот...

Афиша 01:01 / 07 Марта 2024 3314
Хоррор по-русски

Ну очень щекочущая нервы выставка в Трубниках

Дарья Ефремова
Труд
Выставка вышла не очень страшной, но вполне атмосферной. Фото предоставлены ГМИРЛИ

В Доме Остроухова в Трубниках — отделе Госмузея истории российской литературы — открылась выставка, претендующая на панорамное видение большой культурологической темы — «От элегии до хорора:...

Афиша 23:01 / 31 Января 2024 2977
Дело в котелке

Выставка костюмов «Мастера и Маргариты» раскрывает подтекст нового фильма

Дарья Ефремова
Труд
Костюмы в фильме выполнены виртуозно и стилистически точно. Фото предоставлено устроителями выставки

В Музее Михаила Булгакова открылась выставка «Вы судите по костюму?», на которой представлены наряды главных персонажей новой экранизации «Мастера и Маргариты». Почему автор неизданного романа...

Выставка «Электрожурнал» – хороший повод вспомнить прошлое страны и подумать о ее будущем

Сергей Бирюков
Труд
Когда-то похожие агитационные будки стояли на улицах советских городов. Фото автора

Знаете ли вы, что знаменитой Политехнической библиотеке — ровно 160 лет? Что будучи всего на два года младше Румянцевской, ныне Российской государственной, она на 8 лет старше самого Политехнического музея,...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?