Морские ворота Восточной Cибири

«Роснефть» начала строительство терминала на Таймыре, который откроет новый путь на Запад и Восток

На этой неделе крупнейшая нефтяная компания России «Роснефть» приступила к реализации проекта по строительству нефтеналивного терминала «Бухта Север». Данный терминал является важной частью мегапроекта «Восток Ойл», который компания реализует на севере Красноярского края.

Для организации строительства терминала на полуостров Таймыр прибыла передовая команда специалистов Объединенной энергостроительной корпорации, которые на судах ледового класса доставили на место около 20 тысяч тонн грузов, включая тяжелую строительную технику, вахтовые жилые комплексы, оборудование связи, а также материалы для обустройства промысловых городков.

По сообщениям «Роснефти», проект порта уже прошел все необходимые экспертизы. Он был разработан ведущим проектным институтом страны — ЛенморНИИпроектом. «Следующим шагом станет строительство гидротехнических сооружений, объектов хранения материально-технических ресурсов и причальных сооружений на Енисейской губе», — отмечают в компании.

Первый этап строительства порта предусматривает возможность отгрузки нефти до 30 млн тонн в год. К 2030 году, после реализации второй и третьей очереди строительства, объем нефтеперевалки увеличится до 100 млн тонн.

Масштабы проекта

«Восток Ойл» — крупнейший проект не только российской, но и мировой экономики. К его реализации «Роснефть» приступила в 2020 году. В проект «Восток Ойл» входят Ванкорский кластер, Западно-Иркинский участок, Пайяхская группа месторождений и месторождения Восточно-Таймырского кластера. Его ресурсная база — свыше 6 млрд тонн нефти с высокими качественными характеристиками.

Для сравнения: ресурсная база всей формации Permian — крупнейшего сланцевого региона в Соединенных Штатах — 6,3 млрд тонн. «Только следует понимать, что плотность запасов там — 0,1 млн барр. н. э. на км2. В случае же с проектом «Восток Ойл» этот показатель составляет 17 млн барр. н. э. на км2. Неудивительно, что проект сверхпривлекателен для инвесторов», — объясняет директор Института проблем глобализации Михаил Делягин.

Нефть месторождений «Восток Ойла» является легкой, малосернистой (содержит менее 0,05%) и по этим характеристикам превосходит сорта Brent и ESPO, не говоря уже об основном российском экспортном сорте Urals, в котором содержание серы достигает 1,8%.

Месторождения «Восток Ойла» схожи по геологическим характеристикам с уже изученными месторождениями Ванкорского кластера. Это облегчает задачу их освоения, позволяет сократить расходы. Безусловно, сокращение капитальных затрат будет связано также с использованием новейших технологий бурения: горизонтальных скважин с многостадийным разрывом пласта.

Реализация проекта «Восток Ойл» позволит освоить уникальный ресурсный потенциал регио-на. Конкурентным преимуществом проекта является близость к транспортному коридору — Северному морскому пути. Его использование открывает возможность поставок сырья с месторождений «Восток Ойла» сразу в двух направлениях: на европейские и азиатские рынки. Реализация проекта обеспечит выполнение поставленных президентом России задач по увеличению грузопотока по Северному морскому пути до 80 млн тонн к 2024 году. Потенциал поставок нефти на сырьевые рынки оценивается в 2024 году в 30 млн тонн, а к 2030 году — до 100 млн тонн.

Эффект для промышленности

Инфраструктура для «Восток Ойла» создается с нуля, она обеспечит крупными заказами всю российскую промышленность. В рамках реализации проекта планируется строительство электрогенерации мощностью 3,6 ГВт, двух морских терминалов, 15 промысловых городков, масштабное обновление речной инфраструктуры Енисея. Реализация проекта «Восток Ойл» даст импульс для развития смежных отраслей экономики, таких как машиностроение, металлургия, электроэнергетика, дорожное строительство, судостроение, и будет иметь значительный мультипликативный эффект.

Для обеспечения энергетических потребностей «Роснефть» уже заключила соглашение с «Интер РАО» на комплекс работ по проектированию и строительству энергетической инфраструктуры. Также компания договорилась с «КамАЗом» о поставке транспорта и спецтехники — на начальном этапе необходимо до 2,5 тысячи единиц техники, а в дальнейшем потребность может вырасти до 6 тысяч единиц.

В рамках проекта «Восток Ойл» планируется пробурить более 20 тысяч добывающих и нагнетательных скважин, поэтому «Роснефть» подписала долгосрочный контракт на поставку 100 буровых установок отечественного производства, спроектированных для эксплуатации в условиях Крайнего Севера.

«Добыча в рамках «Восток Ойла» — это не только буровые установки и промысловые объекты, это морские терминалы, резервуарные парки, ледоколы, нефтетанкеры и газовозы ледового класса — сложная высокотехнологичная инфраструктура», — заявил директор Центра политической информации Алексей Мухин.

Для организации вывоза продукции на судостроительной верфи «Звезда» размещен заказ на серию из 10 танкеров высокого ледового класса Arc7. В целом для реализации проекта «Восток Ойл» планируется построить 50 судов различных классов, в том числе танкеры, газовозы, суда обеспечения.

В целом проект «Восток Ойл» предусматривает создание десятков тысяч дополнительных рабочих мест. Для обустройства месторождения потребуется привлечь более 400 тысяч человек.

Институт прогнозирования Российской академии наук предсказал, что рост внутреннего спроса на продукцию смежных отраслей приведет к ежегодному росту ВВП России на 2%. Одним из основных бенефициаров проекта, по мнению РАН, станет Красноярский край. С учетом прогнозируемого участия региона в реализации строительных работ и материально-технического снабжения на долю Красноярского края может прийтись до 14% от общего объема доходов в рамках инвестиционной стадии проекта. Если в 2021-2024 годах совокупный объем инвестиций в реализацию проекта составит 1,8 трлн рублей, то регион может рассчитывать на дополнительный рост ВРП в размере не менее 252 млрд рублей, подсчитали эксперты института РАН.

Что касается налоговой базы, то, по оценкам института РАН, на инвестиционной стадии с 2021 по 2024 год чистый эффект на региональный бюджет составит около 10% от дополнительного роста ВРП, то есть 25,2 млрд рублей. В этом расчете уже учтены налоговые и инвестиционные стимулы. На данный момент нефтяная отрасль ежегодно приносит краю сопоставимую сумму доходов, следовательно, в ближайшие три года поступления в региональный бюджет от нефтянки увеличатся на треть, а на операционной стадии проекта можно будет говорить о кратном увеличении, подсчитали эксперты института РАН.

По словам доцента Финансового университета при правительстве РФ Леонида Крутакова, трудно переоценить значимость проекта «Восток Ойл» для страны. «Это в принципе ворота, открывающие Восточную Сибирь, как поставки на мировой рынок. Вообще этот регион принципиально важный. По сути, это единственный крупнейший в мире проект сегодняшний в нефтегазовой сфере, который на перспективу может обеспечивать долгосрочный рост стоимости, добычи и экономики. Поэтому еще раз говорю: трудно переоценить количество контрактов — объем предполагаемых сделок, это находится на уровне астрономии», — подчеркнул он.

Важнейший фактор роста

Преимущества и привлекательность проекта видят инвесторы и аналитики. Американский Goldman Sachs уже назвал «Восток Ойл» «магнитом для инвесторов». Merrill Lynch присвоил ему статус локомотива («основной фактор развития») «Роснефти». В отчете J.P. Morgan «Роснефть» названа «главным фаворитом», а Bank of America спрогнозировал рост стоимости проекта выше 100 млрд долларов.

«Прогресс в реализации этого проекта является одним из важнейших факторов, почему аналитики крупнейших международных банков повысили целевые ориентиры по акциям «Роснефти». Это стало одним из катализаторов роста бумаг компании», — отметил инвестиционный стратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов.

Например, в среду, 26 мая, австрийский Raiffeisenbank повысил целевую стоимость акций «Роснефти» сразу на 62% — с 500 до 810 рублей за ценную бумагу. При этом целевая цена депозитарных расписок (GDR, равна одной акции) увеличена на 67% — с 6,6 до 11 долларов. «Мы считаем, что «Восток Ойл» станет ключевым драйвером роста добычи и финансовых показателей «Роснефти» в долгосрочной перспективе», — указано в отчете. По оценке аналитиков банка, NPV (net present value, характеризует чистые доходы или чистые убытки инвестора) проекта составляет 88,9 млрд долларов.

В начале апреля целевую стоимость акций «Роснефти» повысили и аналитики Газпромбанка. По их прогнозу, котировки вырастут почти на 30% — с 7,8 до 10,1 доллара за бумагу. Банк указывал, что акции «Роснефти» обладают существенным потенциалом роста за счет реализации проекта «Восток Ойл». Американский Goldman Sachs в марте поднял целевую цену ГДР «Роснефти» на 41% — до 10 долларов, не только подтвердив рекомендацию «покупать», но и включив компанию в список наиболее предпочтительных объектов инвестирования в 2021 году.

В целом большинство мировых инвестбанкиров повысили свои рекомендации по акциям «Роснефти». Среди них — «Велес Капитал» (9,69 доллара), «Атон» (9,8 доллара), БКС и Sberbank CIB (по 9,60 доллара), «Ренессанс Капитал» (9,5 доллара), Morgan Stanley (9,2 доллара), Bank of America (9 долларов) и многие другие.

Забота об экологии

Важным фактором инвестиционной привлекательности «Восток Ойла» для аналитиков и инвесторов является его экологичность. Проект предполагает использование попутного нефтяного газа и ветрогенерации для энергоснабжения.

По словам представителей «Роснефти», расчетная интенсивность выбросов на «Восток Ойле» составит около 12 кг СО2 на баррель добычи. Это минимальный уровень, ведь данный показатель для новых неф-тяных месторождений, по данным Wood Mackenzie, составляет сегодня около 50 кг.

 

Север Красноярского края — это уникальное место с точки зрения перспектив развития ветрогенерации в РФ. Он сопоставим с такими регионами, как север Англии или север Дании. Использование ветрогенерации может быть экономически эффективно, следовательно, это одно из основных направлений энергоснабжения проекта, считают эксперты.

«С экологической точки зрения «Восток Ойл» станет проектом нового поколения. Новейшее буровое оборудование позволит минимизировать воздействие на окружающую среду. В проекте будут учтены самые жесткие экологические требования. Главным приоритетом реализации «Восток Ойла» является сохранение хрупкой природы региона», — считает старший аналитик WMT Consult Валерий Андрианов.

Интерес инвесторов

«Восток Ойл» в современных реалиях привлекает внимание инвесторов и по другой причине. Неф-тегазовая отрасль в настоящее время сильно недоинвестирована — и реализация проекта на севере Красноярского края может в корне изменить ситуацию.

Согласно майскому отчету ОПЕК, в 2020 году инвестиции не входящих в организацию стран упали до самого минимума последних 15 лет, составив 311 млрд. Рекорд 2014 года, когда нефтяные компания вложили в геологоразведку и разработку новых месторождений 718 млрд долларов, сегодня кажется недостижимым.

На этом фоне неутешительный прогноз в начале мая представила норвежская энергетическая исследовательская компания Rystad Energy AS — западные компании через 15 лет исчерпают все доказанные запасы нефти. По ее данным, в прошлом году группа крупнейших мировых компаний уже потеряла 15% своих запасов. Из-за аномального падения спроса вследствие пандемии крупные мейджоры вынуждены сокращать инвестиционные программы и останавливать реализацию своих проектов, что только усугубляет ситуацию.

Шесть мейджоров — ExxonMobil, BP, Shell, Chevron, Total и Eni — закончили прошлый год с колоссальными убытками. ExxonMobil потерял 20,1 млрд долларов, Eni — 8,5 млрд долларов, Total — 7,2 млрд долларов, Royal Dutch Shell — 4 млрд долларов, BP — 1 млрд и Chevron — 665 млн долларов. Сильно сократились у компаний и доказанные запасы — у всех, кроме Total и Eni. Основная причина сокращения — недостаток инвестиций в геологоразведку и разработку месторождений.

По оценке британского издания Financial Times, в 2020 году из-за обвального падения цен на нефть добывающие активы крупнейших международных нефтяных компаний могли обес-цениться на 900 млрд долларов — почти на треть от их совокупной капитализации. Forbes писал, что уже заморожены или приостановлены такие проекты, как Bonga Southwest компании Shell, Bosi, Owowo West and Uge-Orso компании ExxonMobil и проект Chevron- Nsiko на шельфе Нигерии. Кроме того, на 2021 год перенесено решение судьбы проекта по разработке крупного месторождения Whale в южной части американского Мексиканского залива компании Shell.

По данным S&P Global Platts Analytics, мировые нефтегазовые операторы сократили капитальные вложения в 2020 году в общей сложности на 106 млрд долларов (минус 28%), при этом сокращение расходов приведет к снижению оценок предложения нефти в новом десятилетии. Новых масштабных проектов по добыче нефти в мире практически нет, что грозит дефицитом на рынке углеводородов в обозримой перспективе, так как спрос, главным образом со стороны динамично развивающихся азиатских стран, будет расти.

«Способность генерировать прибыль в будущем зависит от объемов нефти и газа, которые компании способны продать. Если запасов недостаточно для поддержания добычи на соответствующем уровне, то возникнут проблемы с финансированием проектов перехода к ВИЭ. В результате реализация планов по производству чистой энергии замедлится», — считает Парул Чопра, вице-президент исследовательского подразделения Rystad Energy в области геологоразведки и добычи.