03 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ТАМОЖНЮ НЕ ПРОЕХАТЬ-НЕ ПРОЙТИ

Чупахин Владимир
Опубликовано 01:01 28 Июня 2000г.
Группа депутатов-промышленников из Комитета Госдумы по энергетике, транспорту и связи внесла на рассмотрение около 200 поправок в проект нового Таможенного кодекса. Председатель комитета Владимир КАТРЕНКО считает, что все они направлены на упорядочение и упрощение таможенных процедур.

- Владимир Семенович, над новым Таможенным кодексом законодатели работают давно. Прежней Думой он был принят в первом чтении. Что вас в нем не устраивает?
- Дело не в нас. В заключении Торгово-промышленной палаты РФ, например, говорится, что этот проект, который подготовлен Государственным таможенным комитетом, нацелен лишь на решение сугубо фискальных задач. Это не устраивает также специалистов Ассоциации международных перевозчиков, ряда объединений предпринимателей.
В прошлом году ГТК РФ перечислил в федеральный бюджет свыше 187 миллиардов рублей - почти треть от всех поступлений в казну. Но мы нигде не найдем другой статистики: сколько же теряет бюджет из-за уймы проблем, связанных с таможней? Имею в виду не только так называемую "собираемость" пошлин, сборов, штрафов. Скажем, по данным ГТК, в Россию в 1998 году было импортировано 2 миллиона тонн мяса, а по данным Министерства сельского хозяйства США - 2,3 миллиона. По данным Госкомстата, в том же году в Россию из дальнего зарубежья было ввезено 2,8 миллиона пар обуви, а по данным Национальной ассоциации обувщиков Италии, только из их страны к нам поставлено 7,2 миллиона пар...
Но главные потери несем на другом. Чрезвычайно жесткий пресс таможенных тарифов, громоздкие процедуры лишают многие предприятия надежд на развитие, получение инвестиций, современного оборудования. И вот пример. Сегодня наше автомобилестроение не в состоянии выпускать магистральный тягач типа "Мерседес-Бенц". А при приобретении в лизинг такой импортной машины надо сразу отдать на таможенные и иные платежи 60 (!) процентов ее стоимости. Добавим к этому еще и плату за навязываемые "таможенные услуги" и всевозможные штрафы. В общем, покупка за рубежом техники способна покупателя разорить.
А разве не абсурд те огромные очереди, в которых маются международные перевозчики на таможнях? В лучшем случае процедура таможенного оформления грузов занимает от 10 до 20 дней. Время, которое тратит водитель-дальнобойщик на дорогу из Италии или Бельгии, многократно меньше, чем вынужденная стоянка на нашей границе.
- Но ведь и либерализация таможенной политики - потери для казны...
- А кто сказал, что чем жестче таможенный режим, тем больше поступлений в бюджет? В июне 1998 года была сделана попытка ввести на авиатранспорте 100-процентный таможенный осмотр с обязательным взвешиванием груза. Надеялись на прибавку в сборах, а в итоге за несколько месяцев потеряли 40 миллионов долларов.
Конечно, речь идет не о том, чтобы настежь распахивать ворота пропускных пунктов. Пусть будут достаточно строгие правила, но четкие, последовательные и справедливые для всех. Автотранспортники умоляют: распишите нам в кодексе обязанности "от" и "до", чтобы они были понятны для простого водителя. Сегодня и в действующем кодексе, и в новом законопроекте все запутано. Возможности для чиновничьего произвола огромны. В том же проекте 146 положений, регулирование которых требует дополнительных ведомственных актов. В сентябре прошлого года перевозчики надолго застряли на таможнях из-за невозможности исполнить совершенно неожиданное требование ГТК - каждому водителю-дальнобойщику, помимо обычного набора документов, надо иметь еще и нотариально заверенную копию лицензии автопредприятия. И подобные "сюрпризы" на каждом шагу.
- И что же конкретно хотели бы изменить депутаты?
- Бизнесмен и таможенник должны нести равную ответственность перед буквой закона. Сколько, к примеру, может длиться оформление грузов? В проекте сказано, что оно завершается "при урегулировании отношений таможенных органов с декларантами". Мы предлагаем другую формулировку. Оформление "должно быть завершено не позднее 24 часов, за исключением случаев, когда декларантом не представлены необходимые документы". Жесткие рамки закона нужны для процедуры досмотров, проверок. Но мы полагаем, что за три часа можно изучить правильность заполненной декларации. А в сегодняшнем проекте на это отводится... три дня! То есть заранее "планируются" и дикие очереди, и злоупотребления таможенников.
- А где взять людей, технику для ускорения досмотра грузов?
- Лет 20 назад в США все страшно ругали американские таможни - там тоже были и заторы, и очереди. А потом в Штатах выстроили четкую и простую систему правил и процедур. Теперь почти 99 процентов грузов оформляется автоматически, во многих случаях даже участие таможенников не нужно, система контроля автоматизирована и компьютеризирована. Скорость принятия решений исчисляется секундами. У нас в таможенной системе в три-четыре раза больше людей, и они не справляются с грузопотоками, которые, кстати сказать, многократно меньше.
Прежде чем компьютеризировать таможни, следует упростить таможенные процедуры. У нас сейчас при растаможивании товаров применяются тысячи разнообразных кодов, с которыми никакая автоматика не справится. В бюрократическом "океане" хорошо чувствуют себя только нечистые на руку дельцы, которые находят способы растаможивать куриные окорочка как мясо индейки. Потому, что на индейку сборы меньше.
- Говорят, вокруг таможен кормится уйма коммерческих структур. Отрегулирована ли законодательно эта сфера?
- Мы предлагаем записать в кодексе, что таможенное сопровождение грузов может организовываться только силами таможенных органов. Но не коммерсантов. Иначе злоупотреблений не избежать.
В апреле Смоленская таможня приняла решение об обязательном сопровождении одной из автоколонн, перевозившей ценные грузы. При этом сами таможенники организовать "конвой" якобы были не в состоянии и предложили перевозчикам обратиться в фирму "С.В.Т.С. - Сопровождение". Расценки на "коммерческую услугу" там оказались в 6 раз выше официальных.
К слову, и в ГТК в последнее время дают понять, что вовсе не обольщаются кодексом, вышедшим в свое время из его недр. Таможенники приняли решение создать комиссию по доработке проекта. В нее вошли также представители транспортных министерств, Торгово-промышленной палаты, деловых кругов. А недавно ГТК передал на рассмотрение в Думу пакет поправок, которые тоже касаются упрощения процедуры таможенного оформления товаров. Предлагается отказаться от тотальной проверки, на которую тратится много сил и средств, и перейти к таможенному контролю "на основе анализа рисков". Ведь не должна же, в самом деле, граница быть стеной, о которую разбивается бизнес.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников