МАКЕДОНИЯ: ЗАТИШЬЕ ПЕРЕД БУРЕЙ?

После всплеска страстей, вызванного эвакуацией натовскими миротворцами вооруженных албанских

После всплеска страстей, вызванного эвакуацией натовскими миротворцами вооруженных албанских боевиков из села Арачиново - фактического пригорода Скопье, в Македонии наступило гнетущее затишье. Только на севере и северо-западе страны, куда с помощью миротворцев отошли из-под Скопья боевики, македонская армия продолжает боевые действия против сепаратистов.
Президент Борис Трайковский, спасая свое лицо и свою власть, после ночных беспорядков обратился к нации и призвал ее к спокойствию. Он защищал решение об эвакуации боевиков из Арачиново, аргументируя этот шаг необходимостью обезопасить столицу республики.
Наблюдатели отмечают, что несмотря на видимость сохранения контроля над ситуацией в руках президента, в руководстве страны произошел глубокий раскол. Борису Трайковскому противостоят сторонники жесткой линии во главе с премьером Любчо Георгиовским и министром внутренних дел Любо Босковским, которые намерены до конца бороться с сепаратистами собственными силами. Со своей стороны один из лидеров албанских боевиков по имени Ходжа заявил, что его люди уже вошли в албанские кварталы Скопье, чтобы защитить мирное население. Страна зависла на острой грани тотальной гражданской войны.
В целом следует признать, что македонские албанцы, объединенные традиционной системой, тесно связанной c албанскими кланами в Косово, представляют собой более сплоченную силу, чем более развитое, но и более разобщенное македонское население. При этом, учитывая общее крайнее недоверие к властям и разочарование результатами их деятельности, мобилизация македонского национального самосознания представляет собой весьма непростую задачу. Например, транслируемый по телеканалам сентиментальный ролик, призывающий телезрителей задуматься над тем, "что мы потеряем, если потеряем Македонию?", апеллирует не к политической сознательности населения, а к личным, дорогим для любого человека воспоминаниям (встреча Нового года, первый класс, свадьба и т.п.).
В отличие от македонской стороны, албанские экстремисты твердо знают, чего хотят (максимальная дестабилизация положения в стране, выбивание, не без помощи со стороны Запада, уступок со стороны властей, пересмотр Конституции с перспективой влоть до федерализации страны) и готовы добиваться этого любой ценой. Албанская сторона также гораздо более реалистично оценивает возможности, интересы и слабости "международного сообщества" и более успешно ими манипулирует.
С точки зрения албанских экстремистов, "арачиновская модель" сработала: она полностью оправдала себя как способ привлечь к себе внимание Запада и расчистить дорогу к столу переговоров с НАТО и ОБСЕ, куда их до этого не допускали. Вызывает недоумение, что НАТО в очередной раз совершает грубую ошибку и вместо выкорчевывания корней этнического раздора сеет семена новых, еще более кровавых конфликтов.