08 декабря 2016г.
МОСКВА 
-3...-5°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.91   € 68.50
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

КОМУ НА ВЗЛЕТ, КОМУ НА ПОСАДКУ

Никитин Евгений
Опубликовано 01:01 28 Июня 2001г.
Тиражируемая в СМИ информация о продаже за 11 млн. долларов одного из последних сверхзвуковых пассажирских лайнеров ТУ-144, мягко сказать, преувеличена. Как заявил главный конструктор ОАО "Туполев" Александр Пухов, "действительно, машина выставлена на продажу, но дело продвигается не столь быстро, как хотелось бы".

То, что интерес к ней проявили два американских покупателя, - правда. Напомним, что речь в данном случае идет о летающей лаборатории ТУ-144ЛЛ, на которой американские и российские специалисты совместно провели ряд научных исследований в рамках создания сверхзвукового пассажирского лайнера второго поколения. Программа завершена, и машина, которая, кстати, не может быть применена для перевозки пассажиров из-за использованного ресурса, встала на прикол. Между прочим, если сделка состоится, то, по мнению того же Пухова, "машина сможет на собственных крыльях перелететь за океан" в отличие от аналогичной, отправленной в разобранном виде осенью прошлого года в Германию в качестве музейного экспоната.
Так завершается эпоха одного из самых великих достижений отечественного Авиапрома. Стоит вспомнить, что в свое время появление советского самолета ТУ-144 стало сенсационным прорывом в области мировой гражданской авиации - это был первый в мире сверхзвуковой пассажирский лайнер. Возможно, что мы, как всегда, слишком торопились. Особенно если учесть, что взлет сверхзвукового Ту был предопределен решениями ХХIV съезда КПСС. Аналогичная машина британско-французского производства "Конкорд" взлетела лишь два месяца спустя.
Так началась (правда, непродолжительная) эра соперничества наших и западных самолетостроителей. Это соревнование мы проиграли. Сначала на аэродроме Ле Бурже во время демонстрационного полета на ХХХ Международном авиасалоне. Тогда, 3 июня 1973 года, по причинам, так до сих пор и не выясненным, ТУ-144 после двух запланированных проходов над взлетно-посадочной полосой, вдруг пошел на третий. В результате неудачного маневра самолет разрушился прямо на глазах у многочисленных зрителей. И хотя с конца 1975 года лайнер сначала стал совершать пробные, а затем регулярные полеты между Москвой и Алма-Атой, уверенности в его надежности не прибавилось. А тут еще одна трагическая осечка: 23 июня 1978 года, во время очередного контрольно-приемного полета, машина загорается. В результате вынужденной посадки из восьми членов экипажа двое погибают. Продолжаются доработки двигателя, но ровно за два дня до начала испытаний самолета (на трассе Москва-Красноярск) на заводском стенде мотор разрушается.
Участь гордости авиастроителей окончательно решена была постановлением ЦК КПСС и Совмина "О прекращении работ по самолету ТУ-144 и использовании изготовленных машин в качестве летающих лабораторий". "Конкорд", несмотря на тяжелейшую недавнюю катастрофу, продолжает возить пассажиров. А ТУ-144... Между прочим, как считает американский эксперт в области авиации из Техаса Рэндолл (кстати, именно он поместил информацию о продаже самолета в Интернете на своем сайте), "особых проблем с продажей ТУ-144ЛЛ в США не будет". Утешимся хотя бы этим.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников