"НАШ ЧЕЛОВЕК" В НЮРНБЕРГЕ

Все это напоминает сцены из голливудского боевика времен "холодной войны": советский шпион, пойманный славными ребятами из ФБР и представший перед судом, все отрицает, но вдруг на свидетельском месте появляется его бывший шеф, сбежавший на Запад, - и "злодей" обречен. Зал суда во флоридском городе Тампа ахнул, когда обвинитель Лора Ингерсолл объявила, что вызывает своего последнего свидетеля - бывшего генерала КГБ Олега Калугина, лично знавшего того, кто находится на скамье подсудимых по обвинению в 18-летнем шпионаже в пользу русской разведки.

Калугин, живущий ныне под Вашингтоном и зарабатывающий на жизнь, консультируя, по сведениям американской прессы, некие спецслужбы, четко ответил на все вопросы и подтвердил, что видит в зале того, кто был ему известен под кличкой Маркиз. И указал на Джорджа Трофимоффа, русского, родившегося в Берлине, ставшего гражданином США и с 1959 года - военным разведчиком, а в 1995 году ушедшего в отставку полковником резерва. С 1969 по 1994 год этот сын русских иммигрантов, бежавших от революции, возглавлял штатских переводчиков армейского Объединенного центра дознания (ОЦД) в Нюрнберге.
За этот период, как гласит обвинительный акт, он передал КГБ более 50 тысяч страниц секретных документов, в том числе планы возможных боевых операций, сведения о химическом и биологическом оружии, а также перечень информации, которую разведслужбы США стремились получить от своей агентуры и от перебежчиков. В Москву данные доходили в виде фотопленок: Маркиз имел три "шпионские" мини-камеры. Все это обвинению стало известно из собственных уст 74-летнего подсудимого. Неизвестно только, кто же "сдал" его с таким опозданием, если он вышел на пенсию шесть лет назад и безвыездно жил в спецпоселке для отставных военных в городке Мельбурн, на восточном побережье Флориды.
А в том, что кто-то "сдал", сомнений нет. ФБР неожиданно заинтересовалось им примерно полтора года назад. Агент по имени Дмитрий Дружинский, выдавая себя за представителя СВР, добивался с ним встречи много месяцев. Она состоялась 24 февраля 1999 года в гостинице, где все было готово для тайной видеосъемки.
Беседа проходила под девизом "Давай подробности". Так что присяжные заседатели в Тампе узнали всю подноготную Маркиза - вплоть до деталей его последней встречи с "шишкой" из КГБ в австрийском местечке под Зальцбургом в 1987 году. Это и был тогдашний руководитель контрразведки ПГУ КГБ генерал Калугин.
Он подтвердил рассказанное Маркизом и добавил, что по возвращении в Москву рассеял имевшиеся у начальства сомнения насчет него и, более того, внес Джорджа Трофимоффа в список наиболее ценной западной агентуры. Казалось бы, последний гвоздь в гроб Маркиза вбит, деваться ему некуда - и сам свою вину красочно обрисовал на видеокассете, и бывший коллега перед лицом жюри присяжных обличил его в измене приютившей его стране. Но теперь Джордж Трофимофф утверждает, что весь его шпионаж - это мистификация, целью которой, как у героя романа "Наш человек в Гаване", было лишь получение денег, которых ему всегда не хватало.
Что, видимо, сущая правда. Калугин поведал, что одной из причин возникшего тогда недоверия к Маркизу была его связь с 18-летней немкой - на 30 лет его моложе. И он как раз требовал повысить ему "зарплату". Нельзя назвать блестящим и нынешнее его положение: на рандеву с "товарищем Дружинским" он пришел с работы - фасовал товары в местном супермаркете. А "представитель Центра" заманил его на встречу обещанием щедрого гонорара. Не мудрено, что Трофимофф готов был ему рассказать что угодно, включая и легенду о том, как он был завербован другом детства Игорем Сусемилем, ставшим православным епископом Вены и параллелльно - резидентом КГБ.
Когда речь идет о закулисных комбинациях спецслужб, ни за что поручиться нельзя: вот это, мол, правда, а это блеф. Но есть простая логика, которая подсказывает, что у начальника группы переводчиков в расположенном далеко от главных политических и военных центров Нюрнберге, занимавшегося систематизацией результатов допросов перебежчиков из соцстран, едва ли были возможности фотографировать настоящие документы стратегического значения. Просто-напросто они находились где-то в другом месте, но не исключено, что кому-то из тогдашних чинов КГБ было выгодно выдавать импровизацию Маркиза за подлинники. Удавалось же "шпиону" Грэма Грина подсовывать под видом неких суперсекретных сооружений чертежи обычного пылесоса "Хувер".
Впрочем, на судьбу Джорджа Трофимоффа эти соображения, скорее всего, не повлияют. Присяжным вникать в такие тонкости ни к чему. Дело-то ясное: подсудимый по всем статьям сам себя оговорил, бывший его шеф-генерал дал нужные ФБР показания. Так что будущий вердикт ни у кого не вызывает сомнений: сидеть Маркизу в американском казенном доме до скончания века.
ПРОКОММЕНТИРОВАТЬ ПОКАЗАНИЯ КАЛУГИНА МЫ ПОПРОСИЛИ СПЕЦИАЛИСТОВ:
Татьяна САМОЛИС - пресс-секретарь Директора Службы внешней разведки:
- Такие дела ни одна спецслужба мира в соответствии с принятой практикой не комментирует. Но если попытаться абстрагироваться от всего этого, то отчетливо видно, что Калугин отрабатывает свой вид на жительство, полученный в США. И выторговывает себе новые льготы.
Юрий СОКОЛОВ, полковник разведки, связник полковника Абеля:
- Я Калугина лично не знал, о чем, впрочем, ничуть не жалею. Вы понимаете, все его появления на телеэкране вызывали у меня какое-то чувство неприятное, крайне отрицательное. Дело даже не в критике, на которую этот человек никогда не скупился. Люди, бывает, уходят в оппозицию, высказывают свою точку зрения и остаются при том честны. Не критика меня настораживала, смущало то, как она всегда высказывалась - зло, непримиримо резко, враждебно. Выступление в американском суде совсем не случайное - это типичное предательство, самое низкое проявление человеческих чувств. Вызывает он у меня брезгливость: Калугин обречен на несмываемый позор.
Олег НЕЧИПОРЕНКО, полковник разведки:
- Этот человек начал свое шествие по американской земле с клеветы и лжи. А уже тогда, в начале 90-х, он был членом российского парламента. В Штатах в те годы много говорили о пропавших во Вьетнаме американских пленных. И Калугин наврал, будто КГБ участвовал в допросах пилотов американских ВВС. И назвал мою фамилию в качестве одного из тех, кто это делал. Причем соврать как следует не сумел. Перепутал даты: они в его изданной на английском книге совсем уж не соответствующие действительности, послевоенные. Делал это намеренно. Его ложь была опровергнута Пентагоном и ЦРУ. А вернувшись из Штатов, позвонил мне домой и в свои вопросы уже закладывал нужные для себя ответы: "Ты помнишь, ты же допрашивал американских летчиков". Я удивлялся: "О чем ты? Ведь я встречался только с одним пленным - сотрудником ЦРУ".
Вранье заложено в его действия, и озвучивает его он всегда так, как ему хочется. Озвучивая эту ложь в конгрессе США, клялся на Библии. Он не может не быть в центре внимания, а если внимание это испаряется, то выдумывает любые поводы, чтобы привлечь прессу, телевидение и - деньги. Сейчас разъезжает на автобусе по Вашингтону, ведет экскурсии по "шпионским местам". Ветераны американского ЦРУ были против предоставления Калугину вида на жительство: какая грин-карта, если этот человек убил их сотрудника Шадрина-Артамонова?! Верить Калугину просто смешно. Да, по-моему, ни один профессионал - наш ли, американский ему и не поверит.