"ЧТО Ж ТЫ СДЕЛАЛА, ПОДЛАЯ..."

Обнаружив накануне приближающегося шестидесятилетия со дня начала Великой Отечественной войны в сетке вещания ТВЦ документальный сериал "Неизвестная война", снятый почти четверть века назад, я впал в уныние. Неужто, подумалось, и на сей раз наше ТВ станет потчевать зрителей старыми, знакомыми до последней фразы фильмами, передачами, сделанными к подобным юбилеям прошлых лет, а также пафосными, повторяющимися по всем каналам хроникальными кадрами в сопровождении стертых от частого употребления высоких слов?

Действительно, в телепрограммах стояли и "Белорусский вокзал", и "Двадцать дней без войны", и "Обыкновенный фашизм", и другие ленты из "обязательного" юбилейно-военного репертуара. К чему, скажем, показывать не раз демонстрировавшуюся "Неизвестную войну" - документальную ленту с оскорбительным, по-моему, для нашего уха названием? Снятая советскими кинопублицистами во главе с Романом Карменом по заказу американцев, она получила имя, которое могло бы привлечь заокеанского зрителя, плохо знакомого с войной в России. На наших экранах двадцатисерийный фильм не раз шел под оригинальным названием "Великая Отечественная". Уж если и повторять его вновь, то, полагаю, в том виде, который не станет вызывать недоумение у нашего зрителя.
Впрочем, лента Кармена в свое время послужила неким прецедентом, свидетельствующим о попытках освобождения от цензурных пут. Если прежде превалировала только торжественная интонация, а многие трагические факты и обстоятельства умалчивались, то в "Великой Отечественной" они впервые зазвучали во весь голос. И все же конец брежневской поры - время создания сериала - еще не способствовал всестороннему анализу как событий самой войны, так и того, что с нею связано.
К счастью, к нынешнему юбилею многие каналы наряду с повторением старого материала показали свои новые работы. Обращает на себя внимание расширение тематического диапозона. Впервые, пожалуй, с таким размахом рассказано об антифашистском движении в гитлеровской Германии. В минувшие четверг и пятницу на ТВ-6 вышла двухчастная передача Г.Кричевского "Красная капелла. Охота на пианистов". В ней внимательно прослежены судьбы людей, которые вели свою обреченную на трагический финал борьбу. Пожалуй, новой темой стал и рассказ об антигитлеровской коалиции, о наших союзниках во второй мировой войне, о лидерах стран У.Черчилле и Ф.Рузвельте. В показанной в минувшую пятницу по каналу "Культура" ленте И.Калядина "Сны исполинов", может, и не было неизвестных фактов, однако автор привлек точно найденной интонацией и изобразительной манерой, стилизованной под "ретро".
Но, конечно, главными премьерами юбилейных дней стали те, что были основаны на отечественном материале. Тут, надо признать, все основные наши каналы выступили с новыми программами. На ОРТ прошел фильм "Люди 1941 года" Марлена Хуциева. На РТР - "В списках... значится" Николая Яковлева. На ТВЦ - "Черный рассвет" Михаила Лещинского. На НТВ - фильм-концерт "Вспомним их сегодня". На ТВ-6 - "Забытый полк" Евгения Кириченко и "Песни войны" Светланы Сорокиной.
Каждое из этих произведений достойно добрых слов. Прежде всего бросается в глаза то, что особое место в нескольких из них занимают первые, самые трагические дни и месяцы войны, в частности, героическая защита Брестской крепости. Авторы передач снимали не только развалины крепости, музей, посвященный подвигу наших солдат, но и немногих доживших до наших дней участников беспримерной обороны. С некоторыми из них, скажем, с Самвелом Матевосяном, мы знакомы уже много лет - с давнего превосходного телевизионного цикла о защитниках Брестской крепости, а других тележурналисты разыскали сегодня.
Вторая общая черта нынешних премьер - их обращение к бесценному культурному богатству, к музыке, песням о войне. Характерно, что в передачах-концертах на сей раз звучали не только те произведения, что появились в военные года, но и сочиненные много позже. Особенно удачным оказалось использование в качестве лейтмотива песни Булата Окуджавы "До свидания, мальчики!" Помните: "Ах, война, что ж ты сделала, подлая... "
Связь поколений оказалась весьма плодотворной темой, проходящей через несколько телепремьер юбилейного дня. Но последовательнее других она прозвучала, пожалуй, в ленте Хуциева. У него ведь этот акцент присутствовал в творчестве всегда: и в "Заставе Ильича", и в "Июльском дожде", и в снятом к двадцатипятилетию Победы фильме "Был месяц май". Вот и в этот раз Хуциев через всю свою ленту дает кадры июньских школьных выпускных балов. В этом приеме есть все: и параллель со школьными балами в ночь на 22 июня 41-го, и обращение к наследникам поколения воинов, и надежда, что внуки окажутся достойными своих дедов.
Надо, однако, заметить, что в отличие от 9 Мая, когда некоторые каналы благородно отказались от рекламы, тут они гнали ее, как говорится, со страшной силой. Невыносимо было видеть, как замечательную музыку и слова военных песен и высокий строй комментария С.Сорокиной назойливо прерывали рекламой женских прокладок и "правильного" пива.