НЮАНСЫ "ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА"

Сергей Москвин окончил Ленинградский институт авиационного приборостроения. На телевидении - с 1978 года. Работал на ТВ в Норильске, был ведущим специалистом РИА "Новости", заместителем генерального директора ТВ-6. С июня 1999-го возглавляет 31-й канал, на котором с декабря прошлого года реализовывает новый проект - М1.

- Сергей Львович, на любом канале производство собственных проектов считается непозволительной роскошью, а на М1 то и дело выходят новые передачи. Как вам это удается?
- Мы живем на то, что сами зарабатываем, четко считая каждую копеечку. И каждую копеечку вкладываем в производство программ - поэтому и удается. Нас никто не финансирует, в долг ни у кого не берем и, что самое главное, ничего не заказываем на стороне. Следовательно, нам не надо делиться с кем-то прибылью, вся она остается на канале. Мы сами распоряжаемся этими средствами. Опыт показывает, что такой путь продуктивнее, чем брать кредиты и с удовольствием их тратить. Ведь наступит момент, когда все средства, полученные от рекламы, придется отдавать, чтобы погасить долги. Под таким дамокловым мечом живут многие каналы. А моя команда, пришедшая на 31-й канал с ТВ-6, начинала с нуля. И вот уже два года шаг за шагом мы строим собственную модель развития.
- С декабря 1999 года, когда поменялся логотип 31-го канала на М1, вы заявляли, что будете делать "другое телевидение". Что имелось в виду, и можно ли говорить о том, что ваши намерения осуществились?
- Я имел в виду такое телевидение, которого нет ни на одном из многочисленных российских каналов. Посмотрите, например, наши утренние программы, в которых события происходят одновременно внутри студии и за ее окном на открытой концертной площадке во дворе нашего здания. Вам приходилось видеть телепередачу, хоть сколько-нибудь похожую на "Хмурое утро" с Александром Гордоном?
Мы стремимся делать неожиданное телевидение, сознательно идем против существующих телестандартов и стереотипов мышления. В то время, когда, скажем, на всех каналах в оформлении использовали холодную компьютерную графику, мы стали "врезать" в компьютерное пространство живых персонажей. Теперь, кстати сказать, нас пытаются копировать. Но мы были первыми. Наши заставки - это забавные микроистории из жизни москвичей. Не говоря уж о совсем эпатажных номерах, которые мы выкидываем время от времени. Взяли, например, и синхронно озвучили американский фильм голосами российских политиков - получилась смешная вещица, вызывающая массу забавных ассоциаций.
- Ведущие утреннего эфира - Гордон и Тихомиров - являются как бы противоположностью друг другу: первый - этакий рефлектирующий интеллектуал, читает стихи, беседует на серьезные темы, второй - милейший болтун, способный лишь на необязательный треп. Это специально так задумано?
- А как вы думаете? Всем, разумеется, не угодишь, даже если хочется. Фраза Гордона в начале его прямого эфира: "Домохозяйки, выключите телевизор" - не что иное, как провокация. Теперь уж они наверняка будут смотреть. Кстати, самые активные, дозвонившись, обрушиваются на Гордона с бранью... При таком отношении к ведущему почему бы не переключиться на другой канал? Ан нет! Их интерес к "ненавистному" Гордону продолжает расти, хотя и выражается в возмущении. А веселый балагур Вадим Тихомиров в "Будь готов!" работает на контрасте с "Хмурым утром", и его рейтинг ничуть не меньше.
- Вы строите сугубо развлекательное телевидение или, учитывая потребности зрителей в других жанрах, придерживаетесь каких-то пропорций?
- Я считаю, что зрители чаще включают телевизор, чтобы развлечься, а не для того, чтобы испортить себе настроение. Но на М1 можно увидеть не только развлекательные программы. Дважды в день выходит серьезная информационная передача "Городские новости" и несерьезная - "Наши в городе", которую ведет Павел Паньков. Федеральных событий мы принципиально не касаемся. Их тиражируют все другие каналы. Зачем же повторяться, затрачивая на это деньги? А что касается серьезных программ, я бы назвал очень интересный, на мой взгляд, проект "История сбитого летчика, или Шоу неудачников". В гости к ведущему приходят известные люди, преуспевшие в бизнесе и политике, искусстве и спорте. Но рассказывают они о своих былых неудачах. Человек, сделавший карьеру, - это своего рода летчик-истребитель, который постоянно рискует, находясь в воздушном бою. А если его "сбили", важно найти силы, чтобы пересесть в новую машину и снова подняться в воздух. Наша жизнь состоит из взлетов и падений. Ибо всегда быть победителем невозможно. Эта программа оптимистична и убедительна. А ее призыв: не отчаиваться при неудачах, надеюсь, будет услышан теми, кто в этом сегодня остро нуждается.
- Чья была идея "пригласить" на роль ведущего ток-шоу "Естественный отбор" шимпанзе Джонни Ди Пальма?
- Началось все с того, что однажды к нам пришел известный актер театра "Современник" Василий Мищенко, предложив обезьяну для заставки между клипами. Экономические затраты не оправдывали эту скромную идею. Другое дело - сделать из шимпанзе телезвезду. При подготовке этого ток-шоу возникло много сложностей, связанных со сценарием, технологией и т.д. Очень непросто было, например, добиться, чтобы обезьяна, озвученная актером Владом Маленко, синхронно шлепала губами, "разговаривая" со своим собеседником. Но наши усилия были не напрасны. Успех превзошел все ожидания. Конкретного автора этого проекта я назвать не могу: каждый из участников внес свой посильный вклад. Допустим, я придумал форму и название этой программы, дал имя Джонни Ди Пальма. Но многие нюансы "Естественного отбора" - результат коллективного творчества. Так рождаются все проекты нашей команды. Главное тут - не мешать людям проявлять свое творческое лицо.
- Как случилось, что во время утверждения Евгения Киселева в должности гендиректора ТВ-6 вы стали альтернативной ему кандидатурой?
- Как известно, на Киселева делал ставку главный акционер ТВ-6 Борис Березовский, контролирующий группу компаний, у которой 75 процентов акций канала (лично у Березовского - 11 процентов). Но есть еще два акционера: Московский комитет по науке и технологиям - с 10 процентами и ЛУКойл - Гарант - с 15-ю. Они-то и предложили мою кандидатуру в качестве альтернативы Киселеву. Конечно, мы прекрасно понимали, что меня не изберут, да и бросать свое детище было бы глупо. Но я убежден, что экономическую модель М1 можно использовать и на ТВ-6. В отличие от нас, у ТВ-6 сейчас почти ничего своего нет - все арендовано, все заказное. А почему я согласился стать кандидатом от малых акционеров? Да потому, что я был среди тех, кто 1 января 1993 года запустил в эфир этот канал. У меня до сих пор хранится дома пропуск за номером 006. ТВ-6 для меня - родной дом. И мне не безразлична его судьба.
- Если вы до сих пор считаете ТВ-6 родным домом, попробуйте спрогнозировать, как он будет развиваться с новым руководством, учитывая случившиеся там перемены.
- Скорее всего, от ТВ-6 вообще ничего не останется. Представьте себе, что в квартиру, где вы родились и где живут ваши родные, вселяются чужие люди. Что сказать своим детям, проходя мимо этого дома? Здесь прошла моя юность, тут жили близкие мне люди - и не более того. А станет телеканал ТВ-6 лучше или хуже? Поживем - увидим.