ГИПНОЗ УЖЕ НЕ В МОДЕ

Профессору Лян Чэнно около 60. Заместитель профессора Мао Цзиюн на 30 лет моложе. Оба они преподают в Пекинском университете физкультурного образования.

- Скажите, это правда, что психологи работают у вас с каждой олимпийской командой?
- Пока этого нет, - качает головой профессор Лян.- Но в некоторых видах, например в стрельбе и прыжках в воду, мои коллеги действительно поддерживают тесный контакт со спортсменами и, конечно, с тренерами.
- И в чем конкретно этот контакт выражается?
- Один из наших ведущих специалистов Ли Шувэй вот уже несколько лет свой человек в стрелковой сборной. Она в курсе всех дел и по крайней мере раз-два в неделю навещает своих подопечных.
- И дает советы?
- Именно так, - вступает в беседу Мао. - Она постоянно беседует с атлетами. Помогает им проводить тренировки. Когда у спортсмена наступает психологическая депрессия, переутомление во время соревнований, Ли Шувэй стремится их снять. И, естественно, ее задача - помогать спортсменам морально настраиваться на борьбу.
- Какими методами?
- Скажем, Ли Шувэй просит стрелков взяться за перо. Каждый спортсмен пишет, что он будет делать в какой-либо непредвиденной ситуации. Вот испортилась погода. Или судьи демонстрируют предвзятость. Они прогнозируют, что предпримут, если вдруг получат травму. Есть и такие темы: "Я промахиваюсь в начале соревнований" или "Как я снимаю стресс, если вдруг ситуация заставляет очень нервничать". Атлет излагает свое видение способов преодоления сложной ситуации. А психолог обсуждает с ними эти решения, советует, какие шаги должны предпринять спортсмен со своим тренером. Смысл в том, чтобы предусмотреть любые повороты и взять ситуацию под осмысленный контроль с самого начала. Если с первых минут такое не удается, то психолог рекомендует, как корректировать положение. И в решающей, заключительной серии выстрелов все должно быть под контролем. Если тренер и Ли Шувэй видят: что-то не так, - то в подготовку спортсмена вносятся изменения.
- Теперь понятно, почему китайские стрелки прибавляли на Олимпиаде в Сиднее именно на финише соревнований. А в чем заключалась работа с прыгунами в воду? Видимо, во внушении: не бойся, будь уверен в себе, 10-метровая вышка тебе не страшна...
- Нет, тут суть в ином, - снова вступает в разговор профессор Лян. - Уровень подготовки наших олимпийских чемпионов-прыгунов таков, что чувство страха перед травмой ими преодолено. Часто психолог проверяет реакцию прыгуна. Иногда задает ему биомеханические программы, анализируя состояние, оценивая готовность, бывает, вносит коррективы в тренировки. Психолог учит прыгуна запоминать, запечатлевать в своем сознании порядок абсолютно правильных и завершенных элементов каждого прыжка. И перед соревнованиями спортсмены обязаны прокручивать в своем сознании все фазы каждого полета.
- На что еще способен повлиять психолог?
- На концентрацию. В атлете можно воспитать специальную спортивную концентрацию.
- А если поподробнее?
- Боюсь, европейцу понять это будет сложно. Приемы обучения искусству концентрации в мире приблизительно схожие. Но - процентов на 70. А остальные 30 процентов - это специальная китайская школа, связанная с нашим прошлым, с воспитанием, идеологией, традицией. Даже перевести это и то сложно.
- Но если попытаться?
- Первый завет элементарный - быть спокойным. Если все же дана воля чувствам, их надо поскорее укротить. Второй завет, боюсь, непереводим. Это наше, чисто китайское. Если вы обрели внутреннее спокойствие, то второй уровень этого ощущения - спокойствие вашего ума, мозга. Вы добились такого состояния? Значит, идея следующая: вы достигли еще более высокого уровня понимания себя, своей роли в спорте. В частности, конкретно - данного прыжка, упражнения, да чего хотите. И если это так - вы способны показать наилучший результат в соревнованиях любого мирового, олимпийского масштаба с равными себе по мастерству. Вы можете сделать это, и все указывает на то, что вы добьетесь поставленной цели. Ну как, вы поняли меня?
- Процентов, как вы заметили, на 70.
- Остальные 30, еще раз повторю, - чисто китайская психология.
- Профессор, а пользуетесь ли вы и ваши коллеги массажем, воздействием на определенные точки, к примеру на запястье, элементами гипноза?
- Есть разные спортсмены и разные психологи. Но методы, о которых вы спрашиваете, теперь непопулярны.
- Почему?
- Да потому, что соревнования наивысшего ранга, естественно, вызывают у атлетов повышенную нервозность. Участники - на острие нервов. И просто успокоить их перед стартом, давая установки типа "закрой глаза, сконцентрируйся", вряд ли достижимо. Это ушло в прошлое, изжило себя.
- На что еще обращают внимание ваши коллеги по профессии?
- К примеру, мы изучаем механизм получения спортивной травмы. При тщательной работе ее можно, конечно, не то что исключить, но сделать маловероятной. Учим спортсменов расслабляться, находя к каждому сугубо индивидуальный, личный подход. Наши методы напоминают российские. В свое время я с удовольствием присутствовал на лекциях ваших ученых-психологов.
- Приходится ли взаимодействовать с тренерами?
- Взаимодействовать - не то слово. В связке "тренер - психолог" первый, конечно, важнее. Мы не считаем себя вправе давать какие-то категорические рекомендации типа: "Этот спортсмен не вписывается в команду". Наша задача - врачевать, лечить, а не искоренять. Если тренер обращается к нам с просьбой дать психологическую характеристику одному из его учеников, - мы ее даем. Но тактично, ненавязчиво: ведь психолог в нашем понимании - тот же врач. А может ли доктор выдавать секреты пациента, который ему доверяет?
- Хорошо, а если от психологии обратиться к идеологии? Бывает, что вы настраиваете спортсменов, призывая их выложиться ради страны, во славу державы?
- Мотивация тоже нужна, - соглашается профессор Лян. - Да, мы обучаем спортсменов, используем различные программы, чтобы мотивацию поднять. Причем об идеологии здесь речи не идет. Пусть ею занимаются руководители команд. Но дать спортсмену понять, что его достижения будут в моральном плане высоко оценены страной, почему нет? Это одна из задач мотивационной подготовки.
Исключительно важно, чтобы спортсмен признавал психолога. Ценил его авторитет. Тут необходимо полное доверие. Значит, мы должны быть и честны с молодыми ребятами - ведь многие выдающиеся чемпионы сегодня очень молоды, - и доброжелательны к ним. Иначе не получится настоящего доверительного контакта. Тогда нечего даже мечтать о каких-то результатах. Психолог в чем-то похож на артиста. Благодаря своему актерскому мастерству он входит в состав команды и превращается "в своего", которому доверяют и даже иногда любят. Но он и ученый. Только удачная комбинация всех этих профессий и личных качеств психолога приводит его подопечных к успеху.