ЧТО СТОИТ ОБЩИЙ ДОМ ПОСТРОИТЬ?

ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ "МИРЫ"
Внимательному наблюдателю в Минске бросается в глаза параллельное

ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ "МИРЫ"
Внимательному наблюдателю в Минске бросается в глаза параллельное существование почти забытого в России прошлого и непросто развивающегося настоящего. Рынок в отличие от России пробивается, как росток сквозь асфальт.
Чиновничья братия работает, как в советском госучреждении. Это пришлось ощутить даже мне. Несмотря на доброе отношение к "Труду" в Беларуси (в том числе и со стороны руководства), в некоторых ведомствах в ожидании указания свыше тянули с ответами, ожидая, видимо, когда "сам отстану". А в одном честно сказали: без указания свыше никто "у нас тут" не возьмет на себя ответственность разговаривать с журналистом из Москвы... На этом фоне вспомнились, в частности, слова председателя Комитета Совета Федерации РФ по делам СНГ Вадима Густова о том, что в Минске решение вопросов о приватизации "тонет в бесконечных обсуждениях и согласованиях".
Зато весьма инициативна оппозиция. Она считает себя прогрессивной и интеллектуальной, будучи довольно-таки виртуальной, поскольку существует большей частью на страницах отдельных газет, иногда надрывно выплескиваясь на улицы столицы. Даже в рядах оппозиции звучит мысль о "нулевом результате" ее акций. Хотя, к примеру, один из ее лидеров Анатолий Лебедько не устает обвинять президента в создании "марионеточного нелегитимного парламента".
Не на митингах, а в парламенте следует отстаивать идеи, уверен молодой депутат палаты представителей (это - как Госдума в России) Владимир Новосяд. Его, недавнего оппозиционера, бывшие соратники из числа радикалов прокляли за то, что пошел на "нелегитимные" выборы. Председатель распущенного Верховного Совета Семен Шарецкий, являвшийся несколько лет оппозиционным лидером, уехал в Вильнюс. Оттуда вроде бы и руководил борьбой, но затем переехал на постоянное местожительство в США...
ЖЕСТКОСТЬ ИЛИ ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТЬ?
Почему же рыночные ростки здесь слабы? Оппозиция обвиняет президента в жесткости, авторитаризме, стремлении вернуться к полному тоталитаризму. Плюс, естественно, "предательство национальных интересов". Лукашенко действительно человек жесткий, может выгнать министра с работы на глазах миллионов телезрителей, но с парламентом сражается все же не с помощью танковых залпов. В киосках свободно продаются оппозиционные газеты. И противники "Батьки" могли бы бороться, используя парламентскую трибуну, однако больше уповают на поддержку Запада. А Запад в Беларуси стихийно-исторически недолюбливают, видя традиционно верного друга в России.
Что касается опыта России, то акцент часто делается на негативной (и в этом есть резон) его стороне. Лукашенко, к примеру, охотно повторяет, что не допустит такой же "дикой приватизации", ведущей к обнищанию масс. Но и с "цивилизованной" приватизацией не спешит. Сохранился мощный госсектор (негосударственных предприятий, большей частью из сферы торговли, - примерно 40%), колхозы. Создал ощущение стабильности. Безработица очень низкая (чуть больше 2%). Пенсии выплачиваются исправно, зарплата, правда, не всегда вовремя.
Внешне в стране полный порядок. Улицы идеально чистые. С преступниками антимоний не разводят: при этом на первый план выходит защита прав личности, как утверждает генеральный прокурор Виктор Шейман.
В Беларуси средняя зарплата 100 долларов и пенсия 30-50. Но все бы ничего (народ опять же законопослушен и неприхотлив), если бы внятно ощущалась перспектива. По одним данным, она вроде есть - в этом году рост ВВП зафиксирован в размере 4,3 процента, снижается инфляция, составившая за 5 месяцев 3,5%. Но вот другой показатель: четверть предприятий, по сути, банкроты. Еще одна тревожная тенденция: экспорт в Россию снизился на 6,2 процента. Некоторые эксперты считают, что предприятия Беларуси, сохраненные и ориентированные на Россию, начинают уступать в конкурентной борьбе с российским же товаром...
ИГРА БЕЗ ЧЕТКИХ ПРАВИЛ
Беларусь должна заняться модернизацией своей экономики, нужны последовательные реформы, говорит Владимир Новосяд. Видно, что президента тоже волнует состояние экономики: вопросу повышения ее конкурентоспособности было посвящено двухдневное совещание в Могилеве.
Жесткая налоговая дисциплина, пристальный государственный контроль - это, конечно, хорошо, но не слишком ли велико давление на бизнес, управляемый из кабинетов? Некоторые иностранные партнеры, не желая, чтобы называли их имена, жаловались на отсутствие "правил игры", на давление чиновников. Негативный пример российской пивоваренной компании "Балтика", которая начала реализацию совместного проекта в 50 миллионов долларов на минском пивоваренном заводе "Криница", отпугивает и других инвесторов. "Балтика" успела вложить больше 10 миллионов долларов - и тут изменились "правила игры", вместо модернизации производства начались судебные коллизии... Не подводят ли и самого президента его не по делу усердные подчиненные?
Есть и другие, не менее глубинные причины. Вот пример знаменитого МАЗа, производящего достаточно конкурентоспособные большегрузные автомобили. От распада предприятие спас именно Лукашенко - до его прихода оно гибло, рассказал генеральный директор Валентин Гуринович. Однако конкуренция, прежде всего с западным производителем, нарастает, признает Гуринович, и, чтобы впредь успешно развиваться, нужна дальнейшая модернизация, то есть - инвестиции. "Но без акционирования денег не будет?" - задаю директору риторический вопрос. По его словам, до сих пор нет партнера, который рассчитывал бы не просто купить пакет акций пока еще рентабельного предприятия, пришел бы с четким бизнес-планом развития МАЗа, привлечения инвестиций.
Такая ситуация по всей Беларуси. Лакомых кусочков, в том числе для российских олигархов, немало. Но либо претендент в инвесторы "не впечатляет" власти из-за неясности его планов, либо нет взаимопонимания, либо (и это в конце концов главное) потенциального покупателя отпугивает отсутствие движения к рынку...
Все очевиднее, что без политического решения, направленного на выработку этих рыночных правил, Беларуси никуда не деться. Лукашенко тревожат неизбежные социальные последствия вхождения в рынок, он хочет свести их к минимуму. Но начинать придется...
ПРОЦЕСС ИДЕТ...
Пока же рыночная "расстыкованность" наших экономик является настоящим "бревном" на пути к углублению интеграции, ее скорости. Прогноз главного ученого секретаря Национальной академии наук Сергея Жданка: через 15 - 20 лет в Беларуси будет построено общество, основанное на новейших технологиях.
Механизм единения, несмотря на все сложности, хоть и со скрипом, но работает. Белорусские транспортники уже после мнимого конфликта получили право беспрепятственно въезжать на территорию России. Две страны реализуют более 40 широкомасштабных экономических проектов.
В Минске мне не раз говорили: политик, который избрал бы путь конфронтации с Россией, обречен на провал. Мы нужны друг другу и по вполне прагматическим, и по духовно-историческим, и по стратегическим причинам и основаниям.