18 октября 2017г.
МОСКВА 
12...14°C
ПРОБКИ
5
БАЛЛОВ
КУРСЫ   $ 57.34   € 67.46
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

МОСТ В ТУНДРЕ - ЭТО НЕ ПРОСТО

Мухтарова Марина
Опубликовано 01:01 28 Июня 2002г.
- Был такой случай: приезжаю на один из наших объектов, смотрю - работа кипит, а посреди строящейся дороги бутафорский чум стоит. Какой-то оленевод решил таким образом выразить протест против промышленного освоения тундры. Строители на чум - ноль внимания, только осторожно объезжают его и дальше прокладывают дорогу. Я впервые столкнулся с такой ситуацией. Обычно противоречий у нас с коренным населением не возникает, так как все спорные вопросы "утрясаются" еще на уровне проекта...

Рашит Халилович Гарипов, первый заместитель генерального директора "Мостостроя-12", улыбается: ему за 20 с лишним лет работы на Севере много пришлось повидать, а вот с пикетчиком в тундре встретился впервые.
- Ну и чем закончился протест оленевода?
- Договорились по-хорошему. Вместо упреков и жарких споров со строителями он обратился с просьбой: хоть бензина дайте.
- И дали?
- Конечно, почему не поделиться? Ведь в тундре живем...
В "Мостострое" считают, что проложить мостик между людьми "на северах" не менее важно, чем перекинуть его через реку. Иначе, каким бы замечательным строителем ты ни был, мало что получится. А у них получается: за семь лет работы предприятие стало постоянным деловым партнером Газпрома, ряда нефтяных компаний, администрации Салехарда. За это время построено 150 километров оснований и покрытий дорог, более 3000 метров мостов, 48 труб диаметром от двух до шести метров (о них - чуть позже).
География работ обширна: по словам мостостроителей, у них более 30 участков по всей стране. И все же главными строительными площадками остаются Ямбург и Заполярка. Здешние объекты особенно сложны по структуре и по уровню исполнения. Например, от базового города газовиков - Нового Уренгоя до вахтового поселка Ямбург тянется по вечной мерзлоте, пересекая Полярный круг, уникальная автомобильная трасса (осталось проложить 11 километров). Она проходит по нескольким климатическим и географическим зонам, построена с учетом резких перепадов температур (здесь утром может быть +4, к вечеру -30, ночью 0 градусов) и способна выдержать самую тяжелую технику. Ведь стотонные фуры на ямальских дорогах - обычное явление.
Трассы с твердым покрытием появились в Ямало-Ненецком округе сравнительно недавно - в конце 70-х, с приходом газовиков. Северяне до сих пор вспоминают, как в колее застревали многотонные "Уралы", как уходила под лед тяжелая техника, как ни один "зимник" (трасса, проложенная по снегу) не мог выдержать транспортных колонн, направлявшихся к новым газовым кладовым... С тех пор многое изменилось, но и сегодня округ занимает последнее место не только в алфавитном списке российских регионов, но и по количеству автомобильных трасс с твердым покрытием.
Построить дорогу или мост в тундре - дело непростое. Тут вам не земля, требуется особенная тщательность как в проекте, так и в его реализации. Кстати, 80 процентов проектных работ "Мостострой-12" осуществляет своими силами. Так надежнее. "Я не помню ни одного случая, чтобы наша дорога провалилась, - говорит Р. Гарипов. - А ведь каждую трассу, каждый мост я с закрытыми глазами узнаю".
Большинству сооружений аналогов в мире не существует. Природно-климатические условия округа, а здесь, кроме тундры, лесных зон и болот, много больших и малых рек, озер, заставляют специалистов искать неординарные инженерно-технические решения. Так, в "Мостострое" при непосредственном участии генерального директора Александра Забарского разработана уникальная технология строительства малых мостов. Суть ее состоит в том, что вместо традиционных мостовых пролетов в реку укладываются трубы большого диаметра. Они способны пропустить достаточное количество воды и не перегораживать реку. Такие конструкции позволяют в 3 - 4 раза сокращать сроки строительства и, главное, сохранять в целости дороги во время паводков. В этом году, например, строители сумели обеспечить проезд нефтяникам к месторождению "Приобское" (в прошлом году они были отрезаны от месторождения паводком), до июня продлили жизнь зимнику, ведущему к поселку Тазовский. Со временем сюда будет проложена асфальтовая трасса. Но это уже - в рамках обустройства Заполярного месторождения, где создается не только мощная добывающая база, способная обеспечить энергетическую безопасность России и Европы, но и необходимая инфраструктура, от которой зависит эффективность работы газопромышленного комплекса.
"Мостострой-12" построил на Заполярке свой второй по счету асфальтовый завод (первый действует на Ямбурге), которым все гордятся и иначе, как красавцем, не называют. Его производительность - 150 тонн асфальтобетонной смеси в час. Завод станет главным поставщиком асфальтовой смеси для новых трасс, в том числе и на полуострове Ямал.
Строители уже получили устное предложение от Газпрома принять участие в освоении полуострова, куда устремлены стратегические интересы газодобывающей компании. Как сказали в "Мостострое-12", уровень подготовки специалистов и техническое оснащение позволяют им взяться за этот сложный участок.


Loading...

Почему лидер Каталонии отложил провозглашение независимости от Испании?
ЭКСТРЕННЫЙ СБОР НА ПРОТИВОРЕЦЕДИВНОЕ ЛЕЧЕНИЕ НЕЙРОБЛАСТОМЫ IV СТЕПЕНИ, ВЫСОКОЙ ГРУППЫ РИСКА!!! Мишаева Ксюша, 2.5г.