ПОД АНДРЕЕВСКИМ ФЛАГОМ

Салоны и флот - это всегда неразделимо. В отделанных лучшими породами дерева салонах командиров российских крейсеров с давних пор принимают самых высоких гостей, прибывших на борт. Светские салоны царских времен помнят золото адмиральских эполет, блеск боевых орденов и стальной звон парадных кортиков. Стоит ли удивляться, что первую в нашей стране выставку вооружений и боевой техники флота назвали именно салоном?

Местом столь престижного смотра достижений отечественного военно-промышленного комплекса, предназначенных для морского боя, северная столица стала не случайно. После потери мощнейшей советской кораблестроительной базы, оставшейся в Украине, Питер стал главной верфью ВМФ России. Крупные надводные корабли класса атомных ракетных крейсеров типа "Петра Великого" и эсминцы первого ранга типа "Современный" сегодня возможно строить только здесь. Правда, ничем особым эти верфи пока моряков не радуют. Последней новинкой, созданной в Санкт-Петербурге, стал фрегат "Тришул", спущенный на воду по заказу Индии. Можно, конечно, некстати вспомнить, что десятилетие почти полного простоя и отчаянной борьбы за выживание в отсутствие оборонных заказов нанесли питерскому кораблестроению удар, от которого отрасль не скоро опомнится. Тот же "Тришул" индийцам мы сдали - невозможное в советское время дело - с таким опозданием, что теперь штрафные санкции грозят составить до 40 миллионов долларов. Можно посетовать, что салон вышел не шибко международным - иноземцы представлены на нем, если не считать небольших экспозиций, всего одним германским пограничным сторожевиком и снова тем же "Тришулом", не успевшим взять курс в родной Индийский океан. Но душе хочется праздника. Поэтому - лучше о светлых перспективах.
Они у нас, несомненно, есть. В российской экспозиции, занявшей главное место на 4,5 тысячи квадратных метров выставочной площади, представлены новинки, свидетельствующие, что есть еще порох в отечественных конструкторских пороховницах. Специалисты уже обратили внимание, к примеру, на малогабаритные навигационно-связные комплекты "Бот". Практически - карманный персональный компьютер с сертифицированной морской навигационной картой. Для пограничников, гоняющихся на Тихом океане за браконьерами, - незаменимая вещь. С помощью "Бота" командиры осмотровых групп или морские инспектора легко могут определить и задокументировать, вошел ли, скажем, нарушитель в российские территориальные воды.
От работы питерского салона мы ждем прорыва в наращивании экспорта российских вооружений за рубеж. Об этом заявил председатель Комитета РФ по военно-техническому сотрудничеству с зарубежными странами - заместитель министра обороны РФ Михаил Дмитриев. Всего, рассчитывает он, Россия в нынешнем году сумеет выручить на этом рынке 5,6 миллиарда долларов против 4,5 в году минувшем. Пока основные деньги здесь мы получаем от продажи боевых самолетов. Но и нашим кораблестроителям, судя по всему, есть что предложить. На днях, уже во время работы масштабной санкт-петербургской экспозиции, подписан крупный контракт на сумму в 120 миллионов долларов на поставку Вьетнаму партии больших ракетных катеров типа "Молния". Каждый катер вооружен 4 низколетящими сверхзвуковыми противокорабельными ракетами "Москит", эффективной защиты от которых еще не придумали ни на одном флоте мира. Дальность стрельбы - до 120 километров. Максимальная скорость хода 38 узлов (около 70 километров в час). Контрактом предусмотрено лицензионное производство катеров во Вьетнаме.
Есть надежда, что до конца 2003 года будет подписан почти миллиардный контракт на продажу Индии тяжелого авианесущего крейсера "Адмирал Горшков", уже отбуксированного в Северодвинск для модернизации. Если планы сбудутся, "Горшкову" нарастят взлетную палубу, придадут ей форму трамплина, и вместо снятых с вооружения самолетов вертикального взлета Як-38 на авианосце будет базироваться полк современных истребителей МиГ-29К. Необходимое число истребителей мы тоже можем изготовить индийцам.
А наш-то флот когда станет обновляться? Ясность внес прибывший в Санкт-Петербург начальник Главного штаба ВМФ РФ адмирал Виктор Кравченко. По его словам, строительство кораблей океанской зоны, вроде новых крейсеров, атомных подводных лодок и тяжелых эсминцев, у нас начнется после 2005 года. Пока на верфях заложены боевые единицы для операций в ближней морской зоне - тральщики, корветы, катера. Параллельно достраиваем еще советское "наследство". Заложенный в те годы атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения нового проекта 855 "Юрий Долгорукий" в 2005 году будет спущен наконец на воду. В Питере в нынешнем году спустят на воду дизельную многоцелевую подводную лодку пятого поколения "Лада". А после 2010 года - и это уже сенсация не только флотского масштаба - Россия собирается строить авианосцы.