МАРИИНКА В МЕКСИКЕ

Мехико, переполненный концертный зал столицы "Аудиторио насиональ", вечер. В одном из антрактов удается в буквальном смысле слова поймать выходящего из-за кулис заведующего балетной труппой Махара Вазиева. Договариваемся об интервью.

- Доброй ночи, Махар. Поздравляю с прекрасным выступлением, зрители остались довольны...
- Спасибо. Несмотря ни на что ребята держались молодцом.
- Вы имеете в виду первый спектакль и высоту мексиканской столицы над уровнем моря?
- Да, высота в 2200 метров сильно сказывается. Так, например, в конце спектакля нашего ведущего актера Андрея Меркурьева пошатывало. Конечно, тяжело еще и потому, что климатические условия иные, и для того чтобы адаптироваться, нужно гораздо больше времени. Используем кислородные баллоны, если кому-то вдруг станет плохо. Это обязательно. Вы знаете, ведь балет - это колоссальный труд, и на самом деле очень тяжело даже на московской земле. Я помню, когда еще сам танцевал здесь. Был 1991 год, я стоял за кулисами и думал, что все - лопну. Нехватка кислорода была явная.
- Вероятно, поэтому для первого дня была выбрана именно "Манон"?
- Безусловно. Вообще, мы привезли в этот раз еще и "Ромео и Джульетту", но этот спектакль и в силовом исполнении, и в техническом, и в плане постановки гораздо мощнее и длиннее "Манон". Поэтому и выбрали сначала то, что "попроще", чтобы, как говорится, степ бай степ, то есть шаг за шагом двигаться. Пусть ребята привыкнут, акклиматизируются хоть немного.
- Вы здесь стали уже частыми гостями. Вас знают, любят...
- Да, это так. Мы приезжаем сюда уже не первый раз за довольно короткий срок. Каждый год привозим новые спектакли. Всегда, перед поездкой в Мексику, мы продумываем, что можем показать, какие спектакли привезти. Первый раз, например, мы здесь показывали "Жизель" и "Корсар". Второй сезон - "Лебединое озеро" и "Дон Кихот", в этот раз - "Манон" и "Ромео"... Главное, чтобы наши спектакли были интересны зрителям. Ведь мексиканцы - очень чувствительные люди. Каждый раз они с большим уважением начинают относиться к нашей труппе, к тому, что мы делаем, и к нашему искусству. Удивительно интересная реакция у зрителей: они всегда выражают свою признательность по-новому. Когда есть такая вот обратная связь, то нам интересно работать и приезжать сюда с новыми вещами.
- И все-таки, почему именно Мексика?
- Многие могут подумать - ну, что такое Мексика? Важнее, наверное, "Метрополитен", или "Гранд Опера", или "Ковент-Гарден". Я не думаю, что "Гранд Опера" важнее, чем Мексика. Здесь очень интересно выступать. Не забывайте, что в этой стране, на самом деле, есть огромные балетные корни. В Мексике бывала еще и Анна Павлова...
Помню, на одной из пресс-конференций здесь, в Мехико, те вопросы, которые задавали местные журналисты, были весьма серьезными. Я чувствовал, что не отделаться от них общими фразами. Мексиканцы знают историю балета, анализируют, рассуждают, думают о будущем, спрашивают, какие будут направления... В общем, достаточно серьезно подходят к нашему искусству. Поэтому без ложного пафоса могу сказать, что мне приятно сюда приезжать с профессиональной точки зрения.
- Мексиканцы - люди без церемониальных привычек. Вас не коробит, что некоторые из них на балет приходят в шортах, кроссовках?
- Я, конечно, не могу сказать, что с восторгом к этому отношусь. Для меня театр - это нечто другое. Ну а что делать, если люди хотят смотреть балет, платят за это деньги. Давайте принимать их даже в шортах и в кроссовках. Потом, наверное, это обусловлено еще и климатическими условиями. Здесь довольно жарко. Но, думаю, это еще связано и с тем, что мы выступаем не в театре типа российского Большого, а в огромном концертном зале.
- Какое у вас впечатление от страны? Удалось что-либо посмотреть, где-то побывать, ведь Мексика - одна из самых богатых стран в Латинской Америке в плане культурных и исторических ценностей?
- Я был здесь уже десять раз, много чего успел посмотреть. Когда есть время - бегаем по музеям, ездим смотреть на пирамиды. Иногда даже удается съездить в Акапулько. В целом, мне очень нравится страна.