ОЛЬГА БУДИНА: КИНО - ЭТО СЛАДКОЕ МУЧЕНИЕ

Про нее не зря говорят: максималистка. У молодой актрисы - уже внушительный список фильмов, в которых она начала сниматься еще студенткой Щукинского театрального училища. Да и картины, что называется, рейтинговые: "Дневник его жены", "Граница. Таежный роман", "Идиот"... И роли - по большей части главные. А теперь девушка попала в число мэтров, судящих конкурсную программу Московского международного кинофестиваля. Как тут не заболеть звездной болезнью?

- Надеюсь, мне этот недуг не грозит, - признается Ольга, совсем не по-звездному аккуратно, в назначенный час пришедшая на нашу встречу в пресс-центре фестиваля. Актриса держится просто, достойно, не демонстрируя и малейших признаков самолюбования - в этом есть определенный аристократизм. - Знаете, - продолжает она, - мания величия возникает от праздности. Я всегда помню старую мудрость: если чувствуешь, что высоко залетел, добавь-ка себе грузу...
- Вы честолюбивы, как большинство ваших героинь?
- Ну не сказала бы, что Марина из "Границы" честолюбива. Себя я действительно могла бы назвать таковой, но, надеюсь, - в разумных пределах. Какой же это актер без амбиций, без желания быть "самым лучшим"?
- А вот Мастроянни как-то сказал, что его как самостоятельной личности вообще не существует, он - это его роли. А без ясного ощущения личности - какое честолюбие?
- Да, таким же был наш обожаемый Иннокентий Смоктуновский. Я устроена все-таки по-другому. Жизнь вокруг захватывает меня. Не так же, как профессия, но тоже.
- Говорят, человеку с улицы очень трудно попасть в элитную актерскую школу...
- Тем не менее перед вами - человек с улицы. Никаких актерских корней в семье или связей в богемном мире. Мама - бухгалтер, папа - электрик. А я со школы болела театром, и, видно, комиссия во главе с Владимиром Этушем что-то в моем пении песен, чтении сказок и стихов (в том числе на испанском языке) углядела. Однако что такое артистический мир и его законы, я совершенно себе не представляла. В училище пришлось постигать их наравне с собственно актерской наукой. Зато теперь я не могу жить по другим законам. Например, не представляю, как можно каждый день в одно и то же время приходить на работу и уходить. Хотя понимаю, что большинство живут так.
- Чувствуете собственную исключительность?
- Просто осознаю особенности профессии. Кстати, не зря эту профессию часто называют обслуживающей. Символично даже: мы кланяемся зрителям, когда они аплодируют нам за то, что мы их "хорошо обслужили".
- Вам-то хлопают редко...
- Вы имеете в виду мою не-работу в театре? Но я зато в концертах выступаю. Дефицита общения не испытываю. Наоборот, ощущаю страшный дефицит уединения. С каким удовольствием провела бы неделю дома, вообще не выходя на улицу, не беря трубку и даже не включая телевизор! Не получается. Последний раз попытка устроить тайм-аут была после съемок "Идиота" - тут же начинались другие съемки, и нужно было хоть как-то восстановиться. Я уехала на неделю в Анталию, но на следующий день свалилась с температурой, и остальное время пролежала в номере.
- Как проявляется чувство ответственности перед зрителем у актрисы кино?
- Как-то мы прилетели на один фестиваль с известной актрисой, которая к тому времени стала сниматься и в коммерческой рекламе. Так едва мы отошли от самолета, как к ней стали подходить люди с упреком: зачем вы это сделали, мы же так вам верили... Я тоже смотрю людям в глаза - хотя бы когда иду по дорожке "Кинотавра" или здесь, на Московском фестивале. У меня ведь не актерская лаборатория, хотя когда-то было желание создать свою лабораторию и заниматься "чистым искусством". Счастлива, если могу хоть каплю помочь зрителям в их стремлении жить ярче, красивее.
- В рекламе принципиально никогда не будете сниматься?
- В свое время мне нравилась так называемая социальная реклама: помните клипы "Позвоните родителям!", "Берегите стариков!"... Сейчас ее нет на экране - кто станет за нее платить? А жаль: вот в такой рекламе я бы с удовольствием снялась. Это так важно - психологически поддержать людей в то время, когда меняются социальный строй, жизненные устои, психология... Огромный разрыв между тем, как учили жить наших родителей, и как учат жить сегодняшних детей, особенно по телевидению. Колоссальный ведь стресс для тех, кто понял, что светлого будущего уже не построить. Через эту ситуацию прошли мои родители, я знаю, как тяжело они переживали, когда рушились предприятия, где они работали... Это было тем более страшно, что я в тот момент оканчивала школу и сама нуждалась в поддержке, но все мы оказались в одинаково беспомощном состоянии. Сейчас жизнь, кажется, становится стабильнее, но былого ощущения непоколебимости уклада уже нет.
- А вы помните доперестроечную пору?
- Конечно. Я ведь и пионеркой успела побыть - комсомолкой, правда, уже нет. Вообще же довольно рано начала осознавать окружающий мир. Так что на "совок" у меня хорошая память. И я его ненавижу всеми фибрами.
- Вы же говорите - спокойнее было...
- На кладбище еще спокойнее. Вы помните талоны на сахар, крупу и все остальное?.. Вот сейчас мы видели фантастический фильм "Матрица-2". Там роботы побеждают людей и управляют человеческой волей. А "совок" делал это в реальности.
- Да, теперь вижу, что и вправду вас занимает не одно актерское искусство. Скажите, вам не хочется выразить свое видение жизни в режиссуре?
- Как раз сейчас впервые взялась за съемки собственного фильма, причем документального. Я его называю фильмом внутреннего пользования. В смысле - там не будет так называемых модных тем. Это должно быть серьезное размышление о судьбах подлинной культуры, искусства в наши дни.
- В каком из уже опробованных кинематографических жанров вам комфортнее - в боевике, мелодраме, экранизации классики?..
- Дело не в жанре, а в драматургии - насколько она человечна, вызывает ли катарсис.
- В этом смысле "Граница" не менее дорогая работа, чем "Идиот"?
- "Граница" затрагивает простые, понятные отношения. Но задачи пришлось решать достаточно сложные. Так, я играла женщину почти в полтора раза старше меня. Специфика роли и в том, что Марина за 8 серий по существу не совершает ни одного поступка. Попробуй не надоесть зрителю, не раздражить его. И, конечно, очень интересно было работать с режиссером Александром Миттой.
- Аглая, кажется, вам ближе.
- Нет, Аглая - тоже далеко не я. Тем интереснее было понять, как в хрупкой девушке, еще почти девочке, которая, кроме семьи, ничего не видела, вдруг открылась такая могучая сила. Сила разрушительная, хотя она сама думала: созидательная. Потому что не хотела делить своего избранника ни с кем и ни в чем.
- Это ваша трактовка или режиссера Владимира Бортко?
- Это образ, который создал Федор Михайлович Достоевский. У него все ясно: именно Аглая вызывает Настасью на свидание, в результате которого погибают все... Конечно, во время работы мы много общались, бывало, и спорили. Инна Михайловна Чурикова сказала очень точно: это были семь месяцев мучений, но сладких мучений.
- Нынешний кинофестиваль позволил вам на некоторое время "вынырнуть" из собственного творчества. Что вы ощутили, когда услышали приглашение войти в состав жюри?
- Поразилась. Я уже участвовала в жюри, но не на фестивалях класса А. Спрашивала себя: чем заслужила такую честь? Ведь рядом со мной - Сергей Владимирович Бодров, наш председатель, другие мастера мирового уровня...
- Вам и судить приходится мастеров мирового уровня. Не боязно?
- Любое художественное полотно - прежде всего взгляд на мир. Для меня неважно, совпадает ли этот взгляд с моим (хотя обрести единомышленника, конечно, приятно), но важно понять то, что хотели сказать создатели. Дорогие спецэффекты или внешняя красивость - это вторично. Мне важно, чтобы герои были личностями, чтобы была настоящая драматургия. Я не боюсь слова "натурализм" применительно к человеческим чувствам. Не выношу, когда режиссер выплескивает на меня свои комплексы, так что к концу картины я хватаюсь за голову: Боже, зачем он это снял, пусть идет к... психоаналитику.
- У вас хватает времени и сил на что-нибудь, кроме кино?
- Практически ни на что. Очень хотела посмотреть японский театр "Кабуки", но в дни кинофестиваля это невозможно. Впрочем, есть дело, о котором не забываю ни на минуту. Я ведь организовала центр развития и поддержки молодежного творчества Futurum Perfectum. Мы готовы помочь интересным начинаниям в любой области искусства.
- Ну а личная жизнь?
- Вот мы с вами сидим, разговариваем - это мое личное время, стало быть - личная жизнь. Но есть еще частная жизнь - вот про нее я не люблю распространяться.
- То есть вы держите в секрете - замужем ли, бегает ли дома куча детишек?..
- Могу сказать, что не замужем, детей тоже нет пока. Достаточно?
- Как, и даже марку автомобиля, на котором ездите, не назовете? Да нынче, по-моему, ни одно интервью со "звездой" без этого не обходится.
- Успокою вас: автомобиль у меня есть, но, по-моему, его марка мало говорит о моих качествах как актрисы и человека. Надеюсь, что вашим читателям, своим зрителям я интересна в первую очередь все же не как шофер...