ЧЕТЫРЕ ОБЩИЕ ПРОСТРАНСТВА. ЧТО ЭТО?

Что представляют собой "дорожные карты" по четырем общим пространствам сотрудничества РФ и ЕС - в области экономики; свободы, безопасности, правосудия; внешней безопасности; науки, образования и культуры, - подписанные на московском саммите Россия-ЕС, и какие выгоды получает от них Россия? С таким вопросом корреспондент "Труда" обратился к руководителю Центра исследований европейской интеграции, доктору экономических наук профессору Юрию Антоновичу Борко:

- Идея создания четырех общих пространств была принята и одобрена в Санкт-Петербурге в мае 2003 года. Эти "дорожные карты" являются долгосрочной целью стратегического партнерства между Россией и Евросоюзом.
Первое - это пространство в области экономики. Оно имеет своей целью снятие всех барьеров на пути движения товаров, услуг, капиталов и людей. По сути, складывание всех четырех пространств означало бы экономическую интеграцию РФ в ЕС, но без формального членства в Евросоюзе. Это примерно так же, как сейчас строят свои отношения с ЕС Норвегия или Швейцария. Они интегрированы экономически, но не входят в ее состав. Выгоды от этого немалые, потому что снятие барьеров - это мощный стимул для развития экономики, движения капиталов, для создания наших предприятий там, а их - здесь, при этом люди свободно смогут переезжать из страны в страну и заниматься тем делом, которое они для себя избрали. Однако это долгосрочная программа. По моему мнению, лет на двадцать. Итак, первый этап - это улучшение условий торговли, инвестиций, деятельности компаний иностранных государств внутри этой зоны, развитие трансъевропейских транспортных путей и коммуникаций, секторального сотрудничества в ряде важнейших областей нашей экономики. Это общеэкономическое пространство для нас, несомненно, выгодно.
Вторая "карта" - это пространство свободы, безопасности, сотрудничества и правосудия, которое еще называют пространством внутренней безопасности. Оно предполагает, что в перспективе мы перейдем к безвизовому режиму, свободному передвижению внутри государств. Однако невозможно перейти к свободному пересечению границ в кратчайшие сроки, так как существуют проблемы борьбы с нелегальной иммиграцией и с международным терроризмом, которые предварительно необходимо решить. Надо многое сделать, чтобы обеспечить свободу передвижения, да так, чтобы она не повредила безопасности людей. И, конечно, - наладить сотрудничество всех правоохранительных органов и органов юстиции.
Не станет ли наша страна перевалочным пунктом для иммигрантов? Да, тут - серьезная проблема. Этой ситуацией очень напуганы страны ЕС, считая, что через территорию России потянутся вереницы нелегалов из Центральной Азии. Думается, однако, что это сильно преувеличенные "страхи" Запада, так как основные потоки в Европу идут пока с юга, где они не могут перекрыть каналы. Однако определенная опасность есть, поэтому нам предлагают заключить соглашение о принудительном возвращении. Но для начала мы должны урегулировать вопросы с нашими южными соседями, так как у нас открыты южные границы. Вряд ли эти государства (Казахстан, Узбекистан и Киргизия) сейчас готовы сделать это. Тут возникают трудности, которые нам предстоит решить с нашими соседями.
Относительно вступления в силу облегченного визового режима. Первоначально была идея, что на майском саммите РФ-ЕС этот вопрос будет включен в подписанные "дорожные карты". Однако европредставители сразу предложили подписать соглашение о реадмиссии, что мы пока не готовы сделать. Но облегченный визовый режим, существующий уже между Россией и Францией, Германией, Италией, может быть достигнут и, не исключаю, - в ближайшей перспективе - еще с двумя-тремя странами Европы. И тогда размывается жесткая позиция по этому вопросу.
Третье - это пространство внешней безопасности, что подразумевает борьбу с международным терроризмом. В этом контексте важно наладить оперативное сотрудничество, урегулировать присутствие миротворческого контингента в горячих точках. Проблема в том, что ЕС предполагает размещение миротворцев на территории бывшего СССР в Приднестровье, Абхазии, Южной Осетии и т.д. А нам не нравится их желание участвовать в разрешении этих конфликтов. Хотя в документе о третьем пространстве в общих чертах говорится о сотрудничестве в урегулировании региональных конфликтов, в том числе на территории бывшего СССР. В декларации также отражен вопрос сотрудничества в реформе ООН и в создании многополярного мира, по которому наши позиции совпадают.
Заключительное, четвертое, пространство науки, образования и культуры является одним из самых прозрачных и понятных. Россия в нем выступает за расширение сотрудничества. Хотя, на мой взгляд, есть некоторая опасность возрастания утечки "умов" на Запад. Однако это и так происходило, а в дальнейшем будет уменьшаться по мере того, как будет сокращаться разрыв в уровне жизни, условиях деятельности наших специалистов. Решить эту проблему в кратчайшие сроки невозможно.
Многие критикуют "дорожные карты", говоря, что это всего лишь декларация о намерениях. С этим нельзя согласиться. Это, на мой взгляд, самый важный документ, подписанный между РФ и ЕС со времен принятия Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС). Он частично заменяет безнадежно устаревшее соглашение. К сожалению, пока он является только политическим документом и не оформлен юридически. Важнейшей задачей внешней политики нашего государства, очевидно, должна стать разработка своего варианта нового соглашения, который мы можем предложить к 2007 году, когда заканчивается срок действия СПС 1997 года. Хотя можно его продлить. Но, думается, необходимо новое соглашение, вбирающее в себя идею четырех пространств, которые в этом случае получат международно-правовой статус.