ПОЭМА ОБ АЛИЕВЕ

Года к суровой прозе клонят... Андрей Кончаловский - не Пушкин, но и он ощутил на себе справедливость закона, сформулированного великим поэтом. В последнее время известный мэтр все больше превращается в документалиста и публициста. На нынешнем Московском кинофестивале состоялась премьера двухчасовой ленты Кончаловского, посвященной Гейдару Алиеву.

Оказывается, постановщиком задумана целая серия подобных фильмов-портретов под общим названием "Люди власти". Уже сделан фильм о Юрии Андропове, готовятся картины об Ататюрке, де Голле... Андрея Сергеевича не смущает, что все это - деятели, в той или иной степени склонные к диктаторскому правлению, поскольку мечтали они о естественной и благородной цели - процветании своего народа. На критических поворотах истории, считает режиссер, нужны именно такие фигуры.
Признаюсь, поначалу мне показалось натяжкой, что Кончаловский включил Гейдара Алиева в ряд крупнейших политических фигур ХХ века. Но многие ли прошли такой сложный, драматичный путь, выведя свою страну из тяжелейшего кризиса, усугубленного гражданской войной?
Кончаловский показывает, как личность Алиева проявлялась на разных этапах его биографии. Еще на рубеже 60 - 70-х годов он сосредоточил внимание на борьбе с коррупцией, которая разъедала азербайджанское общество. Смог привлечь инвестиции, вследствие чего за какое-нибудь десятилетие Азербайджан из самой нищей республики СССР превратился в развитый индустриальный регион.
Своими воспоминаниями в фильме делятся советские и российские руководители - бывший председатель Совмина Николай Рыжков, экс-министры Юрий Шафраник, Борис Немцов... Говорят знаменитые азербайджанцы - кинодеятели Рустам Ибрагимбеков, Эльдар Кулиев, певец Муслим Магомаев...
Говорит в фильме и сам Алиев. Кончаловский снял эти кадры в 2002 году, незадолго до кончины политика. Мы видим очень усталого, изможденного болезнью человека, рассказывающего о своих взлетах и падениях. О том, как углублялась пропасть между ним и Горбачевым во время карабахского конфликта, который вверг республику в гражданскую войну. О неуклюжей попытке усмирения с помощью военной силы, которую предприняла Москва в январе 1990-го в Баку и тем лишь разожгла сепаратистские настроения. Об охоте, которую объявили на Алиева экстремистски настроенные азербайджанские националисты. О своей победе на президентских выборах 1993 года.
В общем, я не совсем прав, назвав этот фильм документальным. Все-таки много в нем от героической поэмы, где главный персонаж идеализируется. Так, Кончаловским педалируется мысль, что если бы Юрий Андропов и его протеже Гейдар Алиев подольше удержались у власти в Москве, то начавшаяся перестройка приобрела бы более разумные, умеренные черты, не приведя к последующему разгулу вольницы и развалу страны. Однако мы помним, во что на деле выродилась та "андроповская перестройка": в банальный "отлов прогульщиков".
Впрочем, эти "детали" не отменяют главной мысли режиссера: власть - это не столько права, сколько обязанности, ее бремя по плечу лишь выдающейся личности. Если бы мы услышали такое от верного слуги режима... Но, согласитесь, когда об этом говорит режиссер-интеллектуал с диссидентским прошлым, к нему прислушиваешься с особым вниманием.