АДМИРАЛЬСКИЙ ЧАС

Петербургский завод "Северная верфь" торжественно передал военным морякам новый корабль с красивым названием "Альбатрос". Не крейсер и не эсминец, конечно, которых наш сильно поредевший в последние полтора десятилетия ВМФ, прямо скажем, заждался. Но хоть что-то. В общем, флот пополнился служебно-разъездным катером VIP-класса. Предназначен он для парадов. Ну и еще возить адмиралов на боевые корабли, стоящие на рейде. Если, конечно, таковые там имеются. В последние полтора десятилетия на наших рейдах пугающая пустота.

"Альбатрос", как с гордостью сообщили его создатели, укомплектован оборудованием, произведенным в Германии, Голландии, Италии, Франции, Норвегии, Финляндии, Великобритании, США, Австралии. В комплект этой запредельной роскоши входит, например, мебель повышенной комфортности, отделанная шпоном красного дерева,- завидуй, Абрамович! Имеются салон, кабинет, спальня...
Наивный спросит: а спальня-то зачем? Для дальних увеселительных круизов VIP-катер вроде бы не предназначен. А затем, видимо, что на флоте существует святое понятие "адмиральский час" - время расслабленной послеобеденной дремы. Вдруг захочется малость соснуть, принимая парады?
Представлен широкой публике "Альбатрос" будет на открывающемся сегодня 3-м Санкт-Петербургском международном военно-морском салоне. А тем временем на "Северной верфи" строится еще один катер, аналогичный "Альбатросу", планируется закладка третьего, а там, глядишь, и четвертого, шестого... Так что скоро у нас может появиться целая VIP-флотилия.
Сколько стоит одна такая игрушка, на предприятии назвать отказались, сославшись на коммерческую тайну. Но нам удалось узнать цену - порядка 3 миллионов долларов. Эти деньги, к примеру, очень пригодились бы для доводки морского баллистического ракетного комплекса "Булава", с которым мучаются уже много лет. Ну не летит ракета - хоть плачь. Последние три пуска были неудачными.
Тем не менее главком ВМФ адмирал Владимир Масорин полон оптимизма. По его словам, самый печально знаменитый флотский долгострой - атомная стратегическая подводная лодка "Юрий Долгорукий", заложенная еще в 1996-м и спроектированная специально под "Булаву" - будет вооружен этой ракетой уже в следующем году. Тумана добавил начальник управления заказов и поставок кораблей, морского вооружения и военной техники Минобороны РФ вице-адмирал Анатолий Шлемов, сказавший, что хотя лодка будет принята на вооружение в 2008 году, но в боевой состав флота она войдет только после проведения всех испытаний ракетного комплекса. То есть неизвестно когда. Возможно, мы получим в 2008-м новый ракетоносец без его главного оружия.
Вот что сказал нам по этому поводу бывший командующий Черноморским флотом известный подводник-атомник Герой России адмирал Эдуард Балтин:
- Прежде чем принимать новую ракету на вооружение, она должна совершить десять успешных пусков из десяти. Невозможно поверить, что за год с "Булавой" это произойдет. И еще. Американцы, как они сами говорят, на создание морской твердотопливной ракеты потратились больше, чем на полет на Луну. Это невероятно сложная техническая задача. Я не уверен, что Московский институт теплотехники - разработчик этой ракеты - с ней справится.
Не только Балтин - многие специалисты-ракетчики не верят, что "Булава" в установленный срок будет доведена до ума. Что происходит с ее испытаниями? С этим вопросом я обратился к руководителю Федерального агентства по промышленности Борису Алешину. Его ответ был лаконичен:
- Сейчас делается все для того, чтобы устранить недостатки ракеты. Больше никаких комментариев.
А вот еще повод для сомнений. Последние годы убеждают: если какой-либо проект корабля в России принят к реализации, это еще не означает, что флот его хоть когда-нибудь получит. Так произошло, например, со строительством сторожевого корабля "Новик", заложенного на калининградском заводе "Янтарь" в 1997 году и пышно названного "кораблем XXI века". Проект на полпути прихлопнули, признав ошибкой. Правда, перед этим затратили на него около 2,5 млрд. рублей.
Но во все новых и новых грандиозных идеях недостатка нет. Недавно главком ВМФ адмирал Масорин, заявил, что в России к 2015 году планируется построить атомный авианосец водоизмещением 50 тыс. тонн и с 30 самолетами и вертолетами на борту. По мнению уже упоминавшегося адмирала Балтина, это чистейшей воды утопия. И так считают очень и очень многие специалисты. Ведь чтобы построить авианосец к указанному сроку, его надо вот-вот закладывать на верфи. По крайней мере в ближайшие годы наш военный бюджет такие гигантские расходы не потянет.
В общем, утешаться остается хотя бы тем, что ВМФ РФ все же потихоньку пополняется. Адмиральскими катерами из красного дерева. К тому же со спальнями. А в них какие только сны не приснятся...
КОМПЕТЕНТНОЕ МНЕНИЕ
Адмирал флота Иван Капитанец, бывший первый заместитель главкома ВМФ СССР:
- Флот строит не главком, а государство. В принципе авианосцы иметь было бы неплохо. Но на государственном уровне, насколько мне известно, таких задач не ставится. А насчет "Альбатроса"... У меня в свое время был стандартный катер давней советской постройки. Никаких неудобств я на нем не испытывал.
А В ЭТО ВРЕМЯ
На днях в Москву из Каспийска доставлен уникальный экраноплан "Орленок". Построенный в советские годы, он далеко опередил любые зарубежные аналоги. Теперь "Орленок" будет переоборудован в музей. Вряд ли это событие вызовет радость у военных моряков. Экранопланы типа "Орленок" создавались для переброски морских десантов. Всего было построено пять таких со взлетной массой 120 тонн. Самолетокорабль так и не был принят на вооружение. Уникальный проект закрыли за неимением финансовых средств.