Поедем, красотка, кататься

Исследование: портрет российского туриста

Зачем мы путешествуем, какой отдых предпочитаем и сколько на это тратим денег? Социолог Мила НОВИЧЕНКОВА провела исследование, чтобы нарисовать портрет российского туриста.

По оценке социолога, в прошлом году в России упали все рынки потребительских услуг, кроме туризма. Удивительно? Сказался «отложенный спрос». Люди откладывали деньги на непредвиденные расходы, но жизнь стремительно дорожает, на что-то серьезное не скопишь, вот и решили потратиться на отдых. Топ-5 жизненных целей у наших соотечественников распределяется так: здоровый образ жизни, путешествия, образование детей, ремонт жилья, лечение.

Выбор адреса для поездки на отдых — битва эмоций и разума. Успешны те туроператоры, которые это понимают. Почти половина путешественников — индивидуалы, которые сами бронируют отели, ищут билеты и трансферы, чтобы ни от кого не зависеть и не попасть в ситуацию с обманом или банкротством турагента.

Средний чек при путешествиях по России — 44 тысячи рублей с человека, по заграничным маршрутам — 97 тысяч. Людей, предпочитающих российские маршруты, — в два раза больше. Значительная часть путешественников — родители взрослых детей и одинокие пенсионеры. Выбор молодежи — хостелы. Выбор офисных сотрудников — пляжный отдых, где «все включено». Массовый турист не ищет на голову приключений и выбирает проверенные варианты. Самая высокая доля — курорты, затем, по убывающей — познавательный туризм (экскурсии), событийный туризм (спортивные и культурные мероприятия), рыбалка или охота. Походы набирают популярность, когда сервисные компании обеспечивают доставку снаряжения: таскать на себе тяжелый рюкзак нынешний турист не любит.

По популярности внутренний туризм выглядит так: 25% — Сочи с прилегающими курортами, 12% — Москва, замыкает тройку Крым с 10%. Следом идут Санкт-Петербург, Алтай, Байкал.

Заграничные вояжи становятся короче, средняя продолжительность поездки — восемь дней. Причем 90% выезжающих за границу выбирают одну страну и проводят отдых в одном городе или в коротких поездках вокруг него. Треть россиян путешествуют в одиночку. Мотивация поездок — новые знания, знакомство с культурой, романтика, «перезагрузка».

Если занесет вас судьба в Чебоксары, знайте, что за 750 рублей будет вам трехчасовая индивидуальная экскурсия по городу на автомобиле с посещением Чувашского национального музея, мастер-класса по росписи, Музея пива или Музея вышивки на выбор.

Окажетесь в Воронеже — непременно посетите самый большой в Европе океанариум, где не мучают животных, а помещают их в привычную среду обитания. Говорят, там даже пингвины размножаются. А в качестве сувениров везите из этого города местные конфеты, мраморную говядину, керамику, воронежскую матрешку и «Воронежскую азбуку» Александра Флоренского.

Основной итог социологического исследования — общество потребления меняет ценности! От обладания вещами переходит к обладанию эмоциями и получению уникального личного опыта.