11 декабря 2016г.
МОСКВА 
-7...-9°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ЗАВОЗ И НЫНЕ ТАМ

Пятилетова Любовь
Опубликовано 01:01 28 Июля 2000г.
Северный завоз, бывший в нашей стране долгое время притчей во языцех, считается в этом году делом почти благополучным. По крайней мере - на федеральном уровне. "Впервые финансирование ежегодной кампании идет с опережением графика: например, к 15 июля регионы получили уже 83,3 процента средств вместо 70 процентов, которые к этой дате планировалось им выделить из бюджета. Да и по физическим объемам доставка топлива в районы с ограниченными сроками завоза существенно опережает прошлогодние темпы", - заявил корреспонденту "Труда" Мухамед Циканов. Предполагается, что именно он, став зам. министра экономического развития и торговли, будет курировать развитие российского Севера в формирующемся кабинете правительства РФ. Только вот в ответ на вопрос, когда же его утвердят в этой должности, Циканов вынужден отшучиваться: "Я как аспирант из анекдота, которого так достали вопросом о предполагаемом сроке защиты диссертации, что он стал ходить лишь на похороны. Единственное место, где не спрашивали: ну когда же?"

Госкомсевер, как известно, при формировании нового кабинета решено было ликвидировать. Два месяца, отпущенные на это, пролетели как миг, и понятно, что сотрудники, у которых осталось два последних рабочих дня, переживают вполне чемоданное настроение. Тем более что им ни спасибо не сказали, ни новой работы не предложили и, страшно разобиженным, им давно не до СМИ. Руководитель комитета Владимир Гоман от такого обращения даже загрипповал на месяц, а по мнению подчиненных, просто слег с "политической болезнью". Следом ушел на больничный и первый заместитель - Валериан Георг. Новой же структуры взамен комитета в виде департамента Министерства экономического развития и торговли еще не создали.
Тем не менее первая половина навигации - по быстро мелеющим рекам, как подтверждают и губернаторы на местах, - и в самом деле нынче прошла намного легче. С одной стороны, помогла природа - была большая вода. Жесткий контроль исполнительной власти с самого начала года за тем, чтобы деньги выделялись своевременно и сполна, тоже сыграл не последнюю роль. Даже Эвенкия - головная боль Министерства по чрезвычайным ситуациям РФ, население которой удалось спасти от замерзания лишь с помощью самолетов, доставлявших туда топливо чуть ли не всю минувшую зиму, - и то уже завезла все, что могла, на выделенные средства.
Но кому, как не руководителям северных территорий, не знать, что потребности и в топливе, и в продовольствии, финансирование которых берет на себя бюджет, традиционно занижаются раза в три. Губернатор Чукотского автономного округа, председатель Комитета по делам Севера Совета Федерации Александр Назаров не устает об этом говорить. Но в том, что даже это количество нынче будет завезено в полном объеме, уверенности у глав администраций нет. Ведь большая часть времени, отпущенного на доставку грузов, уже позади, а топлива доставлено на места лишь чуть больше трети запланированных запасов - 30,6 процента нефти и нефтепродуктов и 32 процента угля. Продовольствия же вообще катастрофически мало - всего 10, 7 процента.
"Сейчас наступает вторая половина навигации, - делился со мной тревогой президент Республики Саха (Якутия) Михаил Николаев сразу после последнего заседания Совета Федерации. - Причем самая сложная - арктическая часть, когда суда с грузами могут двигаться только в сопровождении ледоколов. Для того чтобы этот этап начался, как и положено, с 1 августа, грузы уже должны находиться на входных базах - в Мурманске, Архангельске и Находке. Именно оттуда морским путем должны быть доставлены 200 тысяч тонн нефтепродуктов в приарктические районы рек Лены, Яны, Нижней и Средней Колымы и других. Но базы до сих пор почти пусты - на них не наберется и трети грузов, подлежащих перевозке".
Остро обеспокоен судьбой арктической навигации и начальник администрации Севморпути Анатолий Горшковский. "Конец сентября - крайний срок доставки грузов в конечные порты, - говорит он. - Дальше море начнет замерзать, и разгружать корабли станет невозможно. Поэтому судам нужно как можно скорее отправляться в путь. Пять ледоколов готовы провести их по самым сложным участкам. Пора бы поименно знать даты выхода в море каждого танкера из каждого пункта и иметь четкий график движения по всей ледовой трассе длиной 6 тысяч километров. А у нас до сих пор и заявок-то оплаченных нет на корабли! Зафрахтован единственный танкер "Игрим", который и везет к побережью Чукотки 14 тысяч тонн нефти. Остальные - на якоре".
По общему мнению людей, не формально причастных к северному завозу, парализовала Северный морской путь "торговля" вокруг финансирования арктической части навигации", которая идет в правительстве РФ еще с мая. Дело в том, что при формировании бюджета-2000 единственная пострадавшая статья касалась как раз северного завоза - вместо прошлогодних 4,7 млрд. рублей выделено 3 миллиарда. Поэтому с самой весны северные губернаторы стали выходить с предложением изыскать за счет дополнительных доходов полугодия еще 2,4 млрд. рублей - с учетом роста тарифов на перевозки и цен на нефтепродукты. Минфин тогда немножко поартачился, призывая активнее использовать для северного завоза и средства из региональных фондов. Но в конце концов понял и согласился с тем, что у большинства территорий деньги в этих фондах, можно сказать, виртуальные - то есть существующие только на бумаге. На днях Комитет по делам Севера Совета Федерации вновь обратился с письмом в правительство о необходимости тех самых 2,4 млрд. рублей.
Правительство вроде не отказывает, но и не торопится решить вопрос. С начала лета его обсуждение планировалось уже дважды - сначала 13 июля, потом - 27 июля, но все время находятся более важные дела. Впрочем, теперь уже все равно придется ждать возвращения с каникул депутатов Госдумы - поправку в Закон о бюджете без них не внесешь... Глядишь, к тому времени, когда деньги выделят, а их всегда рано или поздно выделяют (не замерзать же населению 60 процентов территории страны), времени на плановый завоз в Арктику может не остаться. Значит, вновь начнем возить топливо самолетами и, жалуясь на бедность, платить из госказны втридорога...
По-доброму же пора бы думать уже и о завозе 2001 года. А еще лучше - о целевых государственных программах, которые позволят этим богатейшим регионам как можно скорее перейти на упорядоченный ритм жизни, а там - и на самообеспечение.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников