ЛУНА ЗАШЛА ЗА ОБЛАКО

Конкурсная программа - ахиллесова пята Московского кинофестиваля. А самой уязвимой точкой в этой "пяте", похоже, становится вопрос об участии российских фильмов, который встает раз за разом.

В прошлом году на ММКФ с треском провалился "Страстной бульвар" Владимира Хотиненко - режиссера яркого, самобытного, но сделавшего далеко не лучшую картину в своей кинобиографии. Тогда устроители фестиваля объяснили "прокол" тем, что не из чего было выбирать. Нынче ситуация, казалось бы, другая. Директор программ ММКФ Кирилл Разлогов с гордостью сообщил публике на стартовой пресс-конференции, что отборочная комиссия отсмотрела 25 (!) новых российских картин, в итоге бурных дебатов решено было остановиться на фильме Виталия Мельникова "Луной был полон сад". Не знаю уж, какие ленты наши строгие селекционеры забраковали, но более странный выбор, как мне кажется, трудно себе представить...
Виталий Мельников, мастер опытный, зрелый, выбрал для своего нового фильма беспроигрышную тему. Какое зрительское сердце не защемит от сочувствия, сострадания к судьбам трех стариков-пенсионеров, отдавших лучшие годы строительству светлого будущего, а теперь, когда это будущее должно было бы наконец наступить, доживающих свой век в угрюмой бедности и душевной неприкаянности?
Главная героиня ленты Вера Андреевна (Зинаида Шарко), несмотря на свои 70 лет, все еще учительствует, снует по городу, подрабатывая у "новых русских" то репетитором, то сиделкой, ее болезненный, капризный муж Григорий Петрович (Лев Дуров) пишет мемуары о своем гулаговском прошлом. Есть еще и третий персонаж - бомжеватого вида Алексей Иванович (Николай Волков), который работает в цирке, чистит клетки и который, как выясняется, был первой любовью Веры. Тогда, пятьдесят лет назад, юных влюбленных разлучили страшные сталинские времена, война, теперь, на исходе жизни, их вновь, похоже, застигло врасплох то, что Иван Шмелев называл "кружением сердца". Герои назначают друг другу свидания, встречаются украдкой, ссорятся и ревнуют... Алексей Иванович даже завязывает с пристрастием к алкоголю, строит радужные планы на будущее. Но в этом опасном (увы, в буквальном смысле слова) возрасте от поэтического кружения сердца до прозаического инфаркта, как выяснилось, - всего один шаг...
Гуманистический, сострадательный пафос фильма, серьезность намерений авторов для меня очевидны. Как очевидна, увы, и полная архаика формы, манеры и стиля изложения материала. Так кино уже давно не снимают. Эти ветхие, многократно употребленные сюжетные коллизии, эти статичные, будто вырубленные в граните, мизансцены, эта давно вышедшая из употребления киностилистика, наконец, эта театральная, аффектированная манера игры, когда хорошие артисты изо всех сил и все полтора часа экранного времени только и делают, что "давят на эмоции". Фильм "Луной был полон сад" вызывает странное ощущение, будто время в кино остановилось много-много лет назад и с тех пор не было картин Хуциева, Шукшина, Германа, Тарковского, Панфилова, Михалкова... Наконец, не было лент самого Виталия Мельникова - ироничной, ядреной деревенской саги "Здравствуй и прощай", пронзительного "Старшего сына", горького, яростного "Отпуска в сентябре", изобильной, щедрой "Царской охоты" - всех этих талантливых лент, полных жизненной, образной, философской энергии.
Разумеется, фильм "Луной был полон сад" имеет право на жизнь, он найдет свою благодарную аудиторию. Я могу предсказать ему полный фурор, скажем, на показе для ветеранов. Но при чем здесь экран крупного международного кинофестиваля, где ценятся яркие образные решения и нестандартные творческие ходы, - это для меня так и останется загадкой...